Психоанализ З.Фрейда

dusha psihologiya psihoanaliz ZFАвстрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Влияние его идей распространилось на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) был единственным сыном у своего отца, и на него были надежды у всей семьи. По их настоянию он окончил медицинский факультет и даже имел частную практику. На особое положение Зигмунда Фрейда в семье своих родителей указывает ряд обстоятельств. В год его рождения умирает отец его отца, через год рождается и вскоре умирает его брат, после чего в семье долгое время рождались одни девочки. Кроме того, через пару лет после его рождения старшие сыновья отца от другого брака иммигрируют в Англию. Неудивительно, что Зигмунд занял в своей семье исключительную роль, став для родителей заменой всех этих потерь.

После встречи с  доктором Шарко, который занимался гипнозом, молодой ученый начал работать в области психиатрии и психологии. Фрейд разрушил представление о психологии, как о науке, которая изучает лишь содержание сознания. Он привлек внимание к бессознательной психической деятельности, обнаружил ее проявления в поступках как здоровых, так и больных людей.

Фрейд считал, что в нашей жизни нет случайностей, любое ничтожное событие нашей внешней, сознательной психической жизни чем-то определено. Он обратил внимание, что забывание и ошибочные действия возникают и у тех людей, которые не устали, не рассеяны, не взволнованы. К тому же существует большое количество действий, которые мы выполняем с минимальным вниманием, но абсолютно уверенно. Например, на прогулке мы часто совсем не думаем, куда идем, но не сбиваемся с пути и приходим точно, куда хотели. Хороший певец или пианист не думает о том, какую ноту надо взять или какую клавишу нажать, существует ряд действий, которые мы совершаем тем уверенней, чем меньше обращаем на них внимания.

Фрейд увлекался физикой и даже пытался объяснить некоторые чувства (любовь—ненависть, симпатии и антипатии) с точки зрения притяжения и отталкивания в физическом мире. Что будет с человеком, если он «потеряет» свое бессознательное? Сможет ли он так же жить и ориентироваться в окружающем мире? На первый взгляд кажется, что — да. Мы познаем мир, слышим и видим на сознательном и бессознательном уровне. Сознание рассматривает картинки окружающей действительности и слушает звуки, а что делает бессознательное? Оказывается, бессознательное «видит» сознание со стороны, наблюдает за ним, дает нам чувство принадлежности себе самому! Сознание контролирует бессознательное, а бессознательное, в свою очередь, играет роль управления и контроля над сознанием. Если человек потеряет чувство бессознательного переживания, видения себя со стороны, то он перестанет управлять собой.

Методы классической психологии не позволяют приникать в бессознательные слои психики, вот тогда-то и возникает необходимость в создании новых методов. И Фрейд начинает экспериментировать, он анализирует сновидения, ошибки повседневной жизни (оговорки, очитки, описки), невротические симптомы и истолковывает их символику по аналогии со сказками и мифами. Экспериментирует и публикует результаты своих экспериментов. Основное положение его психоанализа — бессознательное обнаруживается в любой человеческой деятельности, в любом поведении, точнее — в любом сознательном поведении. Существуют силы, которые заставляют человека действовать без того, чтобы они (эти силы) были осознаны. Для самого Фрейда бессознательное было категорией иррациональной, это «обратная сторона светлого, управляемого неумолимыми законами, которое создала для нас наука». Суть метода психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед до сознания больного доводится истинная причина его заболевания. Больной начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит «катарсис». (Слово заимствовано из «Поэтики» Аристотеля).

Вообще, книги по псисихоанализу сложны для восприятия. Но можно в популярной форме понять основные идеи. Очень живо и наглядно психоанализ представлен  в книгах известного психоаналитика из Екатеринбурга Сергея Зубарева «Ужасы родительства» и «Перемать». В первой книге он пересказывает мифы с юмором, трактуя их с точки зрения психоанализа, и объясняет, почему отцы боятся своих детей и почему родители применяют такие жестокие методы воспитания. Во второй книге исследуется природа «непечатных выражений». Оказывается, непечатные выражения (мат) — древние магические заклинания. И поскольку они хранились под большим запретом, а запретный плод сладок, то они считались и считаются самыми сильными и действительно энергетически мобилизуют в критических ситуациях, если ими не разбрасываются. А для психоаналитика — это материал для анализа: на какой стадии «застрял» клиент. На нашем сайте Сергей Зубарев предлагает Вашему вниманию аналитическую статью «Сарказм рока», из которой читатели, интересующиеся психологией, смогут составить представление о психоанализе.

Итак, психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. Так называемое лечение разговором, позволяет человеку заглянуть внутрь себя, поговорить о том, о чем страшно было даже думать, услышать и понять себя, причину своих проблем, пересмотреть взгляды на свою жизнь и т.д. Основными методами психоанализа являются метод свободных ассоциаций и анализ сновидений.

В настоящее время эффективность классического психоанализа З.Фрейда, по результатам проведенных исследований, равна нулю. Дело в том, что еще при жизни Фрейда, его теория неоднократно подвергалась изменениям и дополнениям. Некоторые последователи Фрейда (К.Г. Юнг , А.Адлер) основали свои направления, вступив в конфликт с отцом психоанализа по принципиальным моментам теории. И на сегодняшний день существуют различные методы работы психоаналитиков, которые основываются на разных концепциях; часто используется все лучшее из нескольких теорий. Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными.

Последняя часть публикации адресована читателям, знакомым со спецификой терминологии психоанализа или желающим с ней ознакомится.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную не изведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Психика, по Фрейду, представляет собой своеобразную многоуровневую «луковицу», в которой сознание занимает лишь внешний, поверхностный слой, бессознательное — и есть та граница, которая соединят сознание с физиологией.

Структура личности по Фрейду: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-я (Супер-эго). «Оно» — та арена, на которой властвует бессознательное, наши вытесненные влечения и инстинкты. «Оно» подчиняется принципу удовольствия. В «Оно» нет времени и пространства, «Оно» не подчиняется логике, не противоречий. Желания и впечатления, которые находятся в «Оно», «виртуально бессмертны», по словам Фрейда. И спустя десятилетия они ведут так, словно возникли, вчера.

«Я» — двойственная часть личности. «Я» — подчиняется общественным и культурным нормам. С другой стороны, «Я» по возможности следует сознательным инстинктам. Отношения «Я» и «Оно» можно сравнить с наездником и лошадью: лошадь («Оно») дает энергию для движения, всадник («Я») определяет цель и направление движения. Порой «Я» теряет контроль над «Оно», и всаднику приходится направлять скакуна туда, куда последнему вздумается.

«Супер-Эго» — своеобразный «цензор» нашей личности. «Супер Эго» — воплощает собой переработанную сознанием совокупность моральных устоев общества. «Супер-Эго» общается с внешним миром толь через «Я».

«Оно» и «Супер-Эго» постоянно находятся в конфликте. «Я»— часть личности, где происходит этот конфликт, своеобразное «поле битвы инстинктов и общественных норм. Требования «Оно» и «Супер-Эго» несовместимы, поэтому «Я» постоянно прибегает к защитным механизмам. Фрейд обнаруживает, несколько защитных механизмов, которыми пользуемся «Я», чтобы не осознавать  конфликт,  а поскорее  отправить его  в  «Оно».  Фрейд называет семь защитных   механизмов—   вытесние,   проекция,   замещение,   отрицание,   регрессия, идентификация, рационализация, которые объективно в психике любого человека. (Подробнее о некотрых защитных механизмах с  точки зрения гештальтистов мы поговорим в следующий раз). Само вытеснение совершается неосознанно. Но вытесненное продолжает жить в «Оно» и действовать в виде символов, которые приемлемы «Супер-Эго».

Легко заметить, что для Фрейда личность — нечто вроде сложной энергетической системы, управляемой законом сохранения психической энергии. Если равновесие между «Оно», «Я», «Сверх-Я» нарушается, то начинается болезнь — невроз. В заключении разговора о психоанализе я хочу сказать о том, что Фрейд выделяет несколько стадий развития детской сексуальности:

  1. Оральная (от рождения до 1 года жизни ребенка) — из «Оно» формируется «Я».
  2. Анальная (от 1 до 3 лет)— формируется «Сверх-Я»
  3. Фаллическая (от 3 до 5 лет) — возникновение Эдипова комплекса и комплекса
  4. Электры, разделение «Я» и «Сверх-Я».
  5. Латентная (от 5 до 12 лет)— накапливаются психические силы в «Сверх-Я», которые позднее будут противостоять «Оно».
  6. Генитальная (от 12 до 18 лет) — окончательное формирование структуры личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

Существует ряд основных положений психоанализа. К ним относятся такие положения, как:

  • понимание психического развития как мотивационного, личностного;
  • представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
  • представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;
  • идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не претерпевает.

Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой. От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения психоанализа в ранг философско-антропологических принципов.