Статья посвящена основным направлениям и методам современной психологии и психотерапии. О некоторых из них на нашем сайте есть тематические статьи (здесь приведены только ссылки на них), о других методах и направлениях работы психологов и психотерапевтов можно составить представление, прочитав эту статью.
Психология — это наука о душе. О существовании души у человека говорили всегда, предпринимались попытки ее изучить, дать ей научное объяснение. Так или иначе, проблему души в разное время затрагивали многие науки, начиная от философии и заканчивая медициной. Именно совокупность знаний и опыта этих наук позволила психологии в XIX веке вылиться в отдельное научное направление.
Начало психологии и психотерапии относится не к нашему столетию. В истории уже были подобные периоды, например, в Греции во II веке до н.э. или в Европе в XIV веке н.э. Эпоха психотерапии наступает тогда, когда культура претерпевает радикальные изменения и люди теряют ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы заниматься трудом и строить отношения, основанные на дружбе и любви. В XIX и XX столетиях о такой ситуации говорилось в работах Ницше и Фрейда. Фрейд и положил начало теперешней эпохе психотерапии.
«Двадцатое столетие справедливо называют веком тревоги, столетием, в котором смысл существования был в значительной мере утерян. Отсюда сходство, существующее между психотерапией и экзистенциализмом, говорящее о нашем столетии как о времени, когда большие массы людей потеряли смысл своего существования и способность любить и трудиться.
Современные формы психотерапии имеют сходство с религией: обычно в психотерапии один человек (называемый психотерапевтом или консультантом) оказывает помощь другому (называемому пациентом или клиентом), испытывающему трудности в любви, работе, в семье, в общении и пр. Позиция Фрейда во многих отношениях была похожа на позицию католического священника. Он как бы оставался скрытым, сидя позади человека, делающего свои признания.
Основополагающая задача, стоящая перед человеком на протяжении всей его жизни, заключается в том, чтобы придать смысл своему существованию. Человек («Я») предстает как комментатор, автор, рассказчик и ученый, исследующий себя. Он (посредством сознания) стремится придать смысл суете и неразберихе, которые царят в жизни. Порядок в жизни может быть установлен в том случае, если нам удается увидеть в истории нашей жизни проявления смысла. Мы нуждаемся в наличии смысла нашего существования, но как его обнаружить? Здесь уместна цитата Ф.Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Отсутствие цели в жизни приводит к экзистенциальному вакууму. «Такие широко распространенные явления, как алкоголизм, юношеская преступность, будут непонятны до тех пор, пока мы не обнаружим экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе. Страдание каким-то образом перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл».
С экзистенциалистами близки в своих воззрениях гештальтисты. В гештальт-подходе тоже невозможно отделить философию и психологию.
Если существует анализ (разложение на части), о котором мы говорили ранее, то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез. Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Роберто Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.
Где-то я прочитала утверждение Сократа: «лечение душ осуществляется с помощью определенных заклинаний, и эти заклинания представляют собой волшебные слова». Непревзойденным мастером слова, на мой взгляд, был и остается Милтон Эриксон. Психотерапия Милтона Эриксона находится на грани между искусством и наукой. В рассказ М. Эриксон вкраплял убеждение. Именно так — через рассказы, сказки, мифы — с незапамятных времен «переодевались» ценности и культурные нормы и передавались другому поколению. К.Г.Юнг назвал их коллективным бессознательным. Сам Милтон Эриксон говорил, что горькую пилюлю легче проглотить, если она заключена в сладкую облатку. Прямая мораль вызывает противодействие, история же воздействует сразу на подсознание, обходя сознание.
Эриксоновский гипноз является частью одного из самых эффективных психотерапевтических направлений современности – НЛП. Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это теория и практика моделирования мышления и поведения (а в дальнейшем и эмоций) успешных и эффективных людей. Мы «фильтруем» мир через убеждения, ценности, язык, интересы и т.д. Язык — тоже фильтр, слово — всего лишь означает переживание, но не является этим переживанием. У каждого слова есть свой личностный смысл. Но порой люди боятся за свой смысл как за реальность. Работа с личной картой слов очень важна для человека, она буквально перекодирует человека, радикально изменяет его жизнь в нужном ему направлении.
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОТ) является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией. Телесно-ориентированная психотерапия — это искусство и наука, это способ «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте. Этому Вы можете научится на наших тренингах .
Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Символдрама (известная также как Кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия) – метод, разработанный известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером. Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В нашей работе она представлена в анализе сновидений, метафорах, юнгианском анализе и в медитации .
Медитация (от лат. meditatio — размышление, обдумывание) — умственный процесс. До XX века этот термин обозначал просто глубокое размышление, концентрацию на проблеме, внутреннюю молитву. В конце XIX века, со времени увлечения европейцев буддизмом и индийской йогой, под этим термином стали понимать процесс приведения психики в особое состояние внутренней сосредоточенности — это состояние сознания часто называют медитативным трансом.
В трансперсональной психологии основным методом работы является холотропное дыхание — метод, предназначенный для «самопознания и личностного роста». Он разработан американским психологом Станиславом Грофом . Вызывая у себя необычные состояния сознания с помощью техники, основными элементами которой являются интенсивное дыхание, а также побуждающая музыка и спонтанное погружение в «поток всплывающего опыта» под руководством психотерапевта или «ситтера», участники могут «открыть и пережить глубинные травмы, конфликты и жизненные ситуации», и освободиться от них. Интеграция материала практических сессий продолжается через телесноориентированную терапию , арт-терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе. У нас в арсенале есть серия трансперсональных тренингов под общим название «Волшебное дыхание» , позволяющих комплексно решать свои внутренние проблемы.
До сих пор имеют продолжение методы одного из первых течений психологической мысли – бихевиоризма. Бихевиоризм (от английского слова «behavior») — «наука о поведении», особое направление в психологии, которое изучает поведение животных и человека без привлечения сознания. Наблюдения над поведением могут быть представлены как последовательность стимулов и реакций. Психолог-бихевиорист пытается предсказать реакции по стимулам и управлять реакциями как человека, так и животных. Но для бихевиориста страх является чем-то внутренним и неинтересным, так же, как и мышление. Но до сих пор это направление психологии имеет место. Так Франкль разработал оригинальную методику поведенческой психотерапии, получившей название «парадоксальной интенции» (интенция — намерение).
Больному предварительно объясняют смысл предполагаемого лечения, а затем предлагают делать то, чего он боится. При этом больной должен не просто имитировать свои фобии, а делать это с чувством юмора, как бы высмеивая самого себя. Например, больному с кардиофобией Франкль предлагал: «Постарайтесь умирать каждый день 3 раза. Три раза вызывайте у себя паралич сердца и умирайте. Повторяйте: «Хочу умереть», и выходите при этом на улицу, чтобы умереть». В семейной терапии, о которой речь пойдет дальше, Варга приводит примеры аналогичных клинических методик в своей работе. Сюда можно отнести методики социального тренинга, или моделирования, тренинг уверенности в себе, тренинги продаж и др. По своему опыту могу сказать, что они весьма полезны. Методы бихевиоризма мы используем в работе для отработки навыков эффективного поведения на тренингах «Тренинг уверенности в себе » и «Искусство коммуникаций «.
В заключении стоит упомянуть о методах групповой психотерапии. Родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия».
Психодрама — это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой психотерапии.
В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Психодрама стирает границы времени. Все переживается в реальном действии. Как ребенок от имени игрушки может высказать все, что ему не дозволено говорить самому, так и участник психодрамы от имени своего персонажа, перевоплощаясь и импровизируя, может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее Я независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем или настоящем.
Другим методом групповой терапии является семейная психотерапия.
Работа с семьей направлена на то, чтобы вновь дать ее членам возможность оказывать терапевтическое воздействие на существующие в данной семье группы и на отдельных ее членов. Символический опыт необходим для того, чтобы разрушить запрограммированные сценарии, обусловленные прошлым каждого из членов семьи.
Психотерапия с участием членов родительских семей клиентов может считаться аналогом серьезной хирургической операции. Как и при всякой серьезной хирургической операции, здесь возможны побочные эффекты и трудности. Старые семейные конфликты и распри выносятся на обсуждение и устраняются. Потери и травмы прошлого впервые могут открыто обсуждаться. Структурная семейная терапия была разработана Сальвадором Минухиным, испытавшим при этом, как он сам говорит, сильное влияние «многих голосов». В системных направлениях психотерапии считается, что причинные связи бывают круговыми, то есть каждая часть системы оказывает воздействие на другую часть. Соответственно, сам человек — это тот, кто организует других, и организуется другими. Поэтому основой семейной терапии является составление генограммы семьи и исследование семейных ролей.
Отдельным направлением в семейной терапии является Техники семейной расстановки Б.Хеллингера.
Мультимодальная психотерапия — это и искусство, и наука. Техники и цели психотерапии бывают различными в разных случаях. Иногда необходима всего лишь поддержка и ободрение. В других случаях клиент нуждается и в устранении определенных дефицитов (и с ним, например, следует провести тренинг по развитию уверенности в себе). Поскольку мультимодальная психотерапия исходит из того, что каждый человек уникален и психотерапия должна соответствовать особенностям каждого индивида, мультимодальный психотерапевт лишен такой роскоши, как опора на некую общую теорию, которой он мог бы руководствоваться в терапии.
Основной любой терапевтической работы с клиентом мы считаем клиенто-центрированный подход. Центрированная на клиенте психотерапия, как ее понимал Карл Роджерс, представляет собой способ общения с клиентом, основывающийся на предпосылке, что «каждый человеческий организм располагает значительными ресурсами, позволяющими ему понять себя и осуществить конструктивные изменения в своем способе бытия и поведении, дать клиенту возможность испытать веру в себя. Ведь «спасение обретается путем самостоятельных усилий», как сказано в девизе нашего сайта.
В сущности, мультимодальный подход в весьма высокой степени соответствует требованию, выдвинутому Милтоном Эриксоном: «Каждый человек — уникален. Поэтому психотерапия должна осуществляться так, чтобы соответствовать потребностям именно этого человека, а не пытаться приспособить индивида к прокрустову ложу той или иной гипотетической теории человеческого поведения». А любое изменение может привести к коренным переменам. Мы приверженцы именно этого метода. Только сам человек знает, что ему нужно и какими наилучшими путями он может этого достичь. И задача психолога только лишь помочь ему это осознать. И для этого у нас в арсенале имеется много разных способов.
Помощь психолога заключается в создании для клиента таких условий, чтобы он захотел и сумел увидеть себя таким, какой он есть на самом деле. Увидел и понял, что это совсем не страшно, и даже наоборот, позволит чувствовать себя счастливым по-настоящему. Главное задачей психолога является максимальное расширение свободы выбора человека. Мы ищем способы сделать их жизнь более эффективной и дающей больше удовлетворения. И наша позиция основывается на убеждении, что только мультимодальный, а иногда и эклектический подход дает возможность избежать ограниченности. Поэтому постоянно учимся, осваиваем новые методы, усовершенствуем наработанные техники помощи людям. Познакомится с различными методами и направлениями нашей работы Вы можете у нас на тренингах или в личной консультации, которые мы проводим в Москве и Санкт-Петербурге.