Концепция синхронистичности К.Г. Юнга и мантические системы 1

Одним из наиболее удивительных открытий Юнга была и остается его концепция синхронистичности (в русскоязычных текстах также встречаются названия: синхронность, синхрония и др.). Теория синхронистичности выходит далеко за рамки традиционных вопросов академической психологии. Ее суть заключается в попытке объяснения «удивительных» совпадений во внешней и внутренней жизни людей, не имеющих очевидного объяснения в рамках привычной, для человека Западной культуры, причинно-следственной парадигмы.

Сейчас мы рассмотрим случай синхронистичности на примере сна, пересказанного клиентом..

«…Мне снится, что я захожу в комнату. В комнате находится моя внучка, но по возрасту ей не 8 лет, как ей было тогда, а лет 12. Рядом с ней мальчик, лет 4-х. Я очень обрадовалась и сказала ей : Ириша, вот видишь, теперь и у тебя есть братик, вы теперь большая семья и ты не одна. Она промолчала, но мальчик подошел ко мне обнял мои ноги и сказал : Это еще все под вопросом. Скажите моей маме, что я ее очень люблю и очень хочу жить. У него были светлые волосы и большие голубые глаза, очень серьезные и очень грустные… Я пообещала поговорить с Аней,его мамой. На этом все. Я проснулась было 3 часа ночи.

Теперь немножко предыстории. Аня – бывшая жена моего сына. Замужем за другим мужчиной. На лето я забираю внучку к себе, у нас нормальные отношения. Я когда приезжаю за внучкой, живу у них.

Теперь в отношении сна. Утром в 7 часов я позвонила Ане. По ее интонации поняла, что что-то не так. Естественно, спросила в чем дело? Она сказала, что беременна и сейчас идет на аборт, а ее муж хочет ребенка и они поссорились. Вот только после этого я рассказала ей свой сон. Посоветовала подумать и только после этого принимать окончательное решение… Родился действительно мальчик, светловолосый и с огромными голубыми глазами».

Приведенный пример синхронистичности можно считать классическим, так как речь идет о непричинном совпадении именно между внутренним событием (сновидением) и внешним – беременностью бывшей невестки и ее намерением прервать беременность.

Таким образом, синхронистичность это – своеобразный информационный доступ индивидуального эго (в данном случае эго-сновидения) к коллективному бессознательному. В каких случаях возникает такой доступ? Доподлинно неизвестно. Возможно он перманентно присутствует у каждого из нас, но мы этого не замечаем, так как современное затехнократизированное сознание слишком удалено от инстинкта. Показательным в этом отношении являются сравнительные исследования Восточной культуры.

На наш взгляд, теория синхронистичности дополняет современную теорию вероятности там, где последняя откровенно буксует. Жизнь рациональна (по большей мере) лишь наполовину, вторая (last not least) ее часть – иррациональна и не приемлет объяснения, построенного на причинно-следственных обусловленностях.

Синхронистичность издревле была замечена и влекла людей своей необъяснимостью. Всевозможные гадания, предсказания и т.п. «построены» на феноменологии синхронистичности

Во все времена проявления реальности было принято делить на два вида: явления закономерные и явления случайные. Европейский менталитет твердо уверен в том, что у случайных событий есть закономерная причина, познав которую можно смело переводить явление в разряд закономерных. Восточный подход говорит о двух несвязных мирах. Первый, который является миром случайностей, это основа мироздания, незыблемая изначально. Именно в нем Юнг определял архетипы. Процессы в этом мире не поддаются логике, причинно-следственных закономерностей. И второй мир – мир ума и логики.

Заявленной теме посвящены работы Юнга: «Синхронистичность: аказуальный связующий принцип», предисловие для английского издания “И Цзин, Книга перемен”, Mysterium Coniunctionis (Таинство воссоединения) и некоторые другие работы. “Синхронистичность” (synchronizit?t) – термин, предложенный К.Г. Юнгом для обозначения феномена смыслового параллелизма фактов психики и внешних событий.

Знание бессознательного Юнг назвал абсолютным знанием. Медиум — человек, обладающий даром воспринимать абсолютное знание бессознательного. В истории давно подмечено явление синхронии.

Приведем примеры некоторых на первый взгляд несвязных явлений, которые Юнг относит к синхронии. Например, ученым совершено открытие или изобретение, важное для всего человечества. В это же самое время, независимо от него, у ряда других ученых появляется точно такая же идея. Или же одинаковое изобретение совершается двумя людьми, друг о друге не подозревающими. Уместно ли в этом случае говорить о плагиате, о вероятности того, что ученые знали друг о друге и могли похитить изобретение друг у друга. Во многих случаях отсутствие связи между двумя людьми может быть доказано, однако не просто доказать, каким образом два исследователя обнаружили один и тот же факт в одно и то же время.

В основе почти всех нечисловых методов прорицания лежит распознавание хаотических рисунков того или иного рода, фактически сходное с тестом Роршаха. Таким образом, определенная информация может быть добыта из бессознательного при рассмотрении определенного рисунка. При этом прорицатель, колдун, обладает даром медиума. Для прорицания он может использовать чаинки, кофейную гущу или кристалл, в световых бликах которого наблюдается хаотический рисунок и некоторая упорядоченность.

Прорицание связано с синхронией, явление которой Юнг красноречиво назвал парапсихологией. Юнг заинтересовался сновидениями детей; ранние сны ребенка иногда предвосхищают всю его жизнь. Это похоже на семя: смотришь сновидения ребенка и видишь семя жизни, которое в дальнейшем превратится в дерево. В архетипических сновидениях ребенка семя различно уже с двух- или трехлетнего возраста. Можно сказать, что наша психологическая деятельность фактически состоит в обратном счете. Юнг полагал, что глубинные слои бессознательного, соответствующие, в основном, слоям коллективного бессознательного в психике, находятся вне времени и пространства, что в детских сновидениях порой выявляется вся судьба личности; будущее присутствует в бессознательном. Однако в сознательном существовании личности может потребоваться более 20, 30 или 60 лет для ее реализации.

В своей работе по синхронии Юнг подчеркивает, что физический и психический аспекты тесно связаны с синхронистическим событием, а значит, неизбежно существование единой реальности, реальности для физической и психической областей, которой Юнг дал латинское наименование unus mundus — единый мир. Эта концепция существовала в умах некоторых средневековых философов. По утверждению Юнга, unus mundus нельзя познать, поскольку он совершенно не поддается нашему осмыслению. Можно только предположить наличие такой реальности, которую можно назвать психофизической реальностью, спорадически проявляющуюся в синхронистическом событии. В своей работе по синхронии Юнг также пришел к заключению, что синхронистические события — это не просто случайные происшествия.

В «Предисловии в И Цзин» Юнг писал: «Как много психических явлений, например, мы называем “случайными”, хотя знатоку совершенно ясно, что речь идет менее всего о случайности! в отношении так называемых случайных попаданий “И Цзин” я склонен к скепсису. Мне даже кажется, что число явных попаданий достигает такого процента, который выходит за пределы всякой вероятности. Думаю, что речь в принципе идет не о случайности, а о закономерности.

Мое отношение к такого рода вещам — прагматическое, а та великая наставница, что привила мне это отношение в практическом и приносящем пользу виде, — психотерапия и медицинская психология. Бывает, что при сомнительной терапии неожиданно приходит исцеление, а вроде бы надежные методы не срабатывают. При помощи метода “И Цзин” бессознательная личная жизнь вещей и людей, включая их собственную бессознательную самость, и впрямь принимается во внимание.»

Европейскому человеку более понятна логика причинно-следственного мира, в котром центром является он сам, он сам может контролировать свою жизнь. Поэтому главной целью европейского ума является вопрос: что делать в конкретной ситуации (ситуация под контролем)? Логика азиата: основополагающей является ситуация. Задача – найти место в этой ситуации.

Современные физики также считают, что можно определить единый ритм Вселенной, который объяснил бы разнообразные явления, однако это всего лишь гипотеза. Китайцы же основывались на том, что такой ритм существует и представляет собой числовую схему, в которой зеркально отражены соотношения вещей и явлений во всех областях внешней и внутренней жизни. Восприятие китайцами всего сущего изначально заключалось в том, что все внутреннее и внешнее — поток энергии с определенным ритмом. Каждое событие, в конечном счете, имеет свое зеркальное отражение, космический ритм (матрицу).

Они рассматривали события с точки зрения их соответствия началам ян и инь — мужскому и женскому принципам, активному и пассивному, светлому и темному. Им свойственен более мудрый подход, при котором ничто не является абсолютным злом или абсолютным добром. По их представлению, при использовании двоичной системы более важно не получение утвердительного или отрицательного ответа с оценкой “хорошо” или “плохо”, а восприятие ответов как различных вариантов ситуаций, в которых целесообразен тот или иной тип поведения. Сами по себе инь и ян не являются ни плохими, ни хорошими. По китайским понятиям, любое из этих начал может быть и хорошим, и плохим, что является иной категорией. Если преобладает ситуация инь, то следует вести себя по правилам инь, а в случае преобладания ян — по правилам ян. Китайца не интересует, что ему надлежит делать; его интересуют в первую очередь ситуации и возможность действовать при полном осознании этой ситуации. Европеец же считает, что необходимо действовать в любом случае, не задаваясь вопросом, какова ситуация, ибо у него экстравертный характер. Его также интересует, к чему приведет ситуация, или на что она похожа. У китайцев все обстоит наоборот; они живут идеей целостности, и действием для них является то, что происходит. Однако и те, и другие используют одинаковые числовые ритмы, которые могут быть названы и числовым ритмом Хоу-ту, и числовым ритмом конструкции Юнга, являющейся ритмом Самости.

В этой связи интересно отметить, что глагол “рассказывать” в немецком и французском языках (erzahlen, raconter) близок к глаголам, означающим перечисление. А в китайском языке слово “перечислять”, кроме того, означает – гадать. Предрассудок европейцев заключается в том, что число может обозначать только количество; оно является для нас средством счета. Думая об одном, двух яблоках и т. п., мы полагаем, что это их количество. Однако, если число, согласно гипотезе Юнга, является архетипом, объединяющим мир психического и материального, то оно должно иметь отношение и к качеству. Откровением для меня явился тот факт, что в Китае число означает качество. Прочитав работу Марселя Гране “Китайское мышление”, вы узнаете, что для китайцев число представляет качественные структуры. Например, единица указывает на Вселенную и ее закономерности, скажем, Тао. Два указывает на зримую реальность музыки, чувств, физики и т. д. Одиннадцать генералов должны были принять решение — атаковать в сражении, или отступить. На совете выяснилось, что мнения их расходятся. После длительного обсуждения они решили голосовать. Трое были за наступление, а восемь — за отступление. Они решили наступать, ибо три — это число единогласия!

Дело в том, что в Китае число три олицетворяет единогласие, поэтому трое проголосовавших олицетворяли бессознательное единство, свидетельствовавшее о том, что восемь противников в действительности были за наступление. В результате атака увенчалась победой.

С точки зрения Юнга и его концепции синхронистичности «движение» человека в «координатах» жизни определяется миром хаоса, «случайностей», архетипов более, чем миром логики.

Все символические соображения по поводу контакта двух миров показывают, что мир времени и мир акаузального вневременного порядка представляют собой две несовместимые системы, которые дополняют друг друга. Более того, мы не можем вообразить, как они взаимосвязаны. Видимо по этой причине мы не можем выявить никакой закономерности синхронии.(пример с двумя картонными кругами)

Единственным местом, где обе системы соединяются, является отверстие в центре, то есть “нигде”. В работе “Misterium Coniunctionis” Юнг цитирует алхимика Дорна ( Dorn), в исследованиях которого большую роль играет окно в вечность (spiraculu maeternitatis). Окно является дырой, через которую вечность проникает в темпоральный мир. Следовательно, это вакуум, который является архетипическим представлением. Можно себе представить, что коллективное бессознательное является вечным порядком, а личное бессознательное и личное сознание ограничены временем, а связь между ними осуществляется через указанное отверстие. Юнг интерпретирует это окно как опыт Самости. Он говорит, что опыт Самости обещает спасение, возможность освободиться от власти тенденциозного образа мироздания.

Дело в том, что действительность реальна настолько, насколько мы ее осознаем. Следовательно, именно сознание показывает нам образ реальности, в которой мы перемещаемся во времени; реальность — тюрьма. Отверстие, олицетворяющее опыт Самости, пробивает брешь в тюремной стене осознанной реальности и тем самым освобождает нас от власти односторонней концепции. Это отверстие похоже на точку опоры, объединяющую обе системы.

Я хочу напомнить, что Юнг определяет синхронистические события как акт созидания. Синхронистическое событие акаузально, поэтому можно сказать, что оно является актом созидания. Если человек, лишенный иллюзий, погружается в себя, он подходит к центральному отверстию, в котором происходит созидание. Поэтому китайцы полагали, что некоторые мудрецы или святые могут доходить до указанного центра, двигаясь вглубь своей личности.