Расстановки по Берту Хеллингеру

Сегодня мы поговорим об одном из методов психотерапии – системной семейной терапии.

Семья – это система, некая единица, которую мы можем рассматривать как одного клиента. Метод основан на теории систем и теории информации (морфо-генетических полей) в квантовой физике. Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого “организмического взгляда на мир”. Для этого взгляда характерны два положения: целое больше, чем сумма его частей; все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают.

Таким образом, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья — это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы.

Все мы знакомы с понятием «поле». В физике оно носит название «единое информационное поле», в психологии «коллективное бессознательное», в биологии «морфическое поле».

В системной семейной терапии мы имеем дело с родовым полем (полем семьи), где и гнездятся многие наши проблемы, потому что каждый человек хочет принадлежать группе, (как утверждает социальная психология) и, поэтому должен следовать ее законам.

Одним из способов исследования семейной системы является метод системных семейных расстановок. Кратко идея метода состоит в следующем.  Семейная система обладает памятью;  доступ к этой информации осуществляется через родовое поле, в котором «заместители» (люди, которые замещают членов семьи клиента) начинают испытывать чувства реальных членов семьи. Начинает работать замещающее восприятие, которым мы все обладаем, но часто об этом даже не подозреваем. Как правило, расстановка проводится в группе, и в работе используются заместители. Клиент заявляет свою тему, то есть тот вопрос, который наболел и с которым есть готовность разобраться. Затем клиент выбирает из присутствующих в группе участников – заместителей для членов своей семейной системы (мужа, детей, бывшего партнера, мать, отца). Кто именно будет нужен в расстановке, определяет специалист-расстановщик, который ведет весь процесс. Заместители расставляются на определенные места. Они устанавливают канал связи и транслируют нам информацию. Включается феномен морфических полей, и заместители начинают чувствовать и озвучивать глубинные чувства людей, на роль которых их поставили. Перед клиентом разворачивается картина озвученной проблемы, ее причины и предпосылки, проявляются места напряжения в поле семейной системы, становятся явными скрытые подсознательные сценарии, которые приводят людей к болезням, несчастью, потере денег, разводам, зависимостям и т.д. Затем специалистом-расстановщиком проводится определенная работа, в результате которой находится разрешение заявленной клиентом проблемы. Решение обычно неожиданно для клиента, часто противоречит тому, как клиент на сознательном уровне воспринимает и описывает свои переживания, иногда — с точностью «до наоборот». Для клиента расстановка – это всегда открытие, даже можно сказать, — откровение. И насколько глубоко клиент сможет принять найденное решение, настолько быстро происходят изменения в его жизни.

Феномен замещающего восприятия никогда не перестает удивлять, никогда не перестает быть интересным.

На уровне индивидуального сознания – человек воспринимает и контролирует ситуацию вокруг себя: уступает дорогу транспорту, выбирает себе покупки или общается с собеседником. На этом уровне человек совершенствует свою жизнь путем обучения и практики.

На уровне индивидуального бессознательного – человек хранит весь опыт своей жизни, но на уровень сознания этот опыт прорывается зачастую своеобразно. Например, ребенка в годовалом возрасте испугала собака и, став взрослым, он испытывает к ним сильную неприязнь, но не помнит почему. На уровне коллективного бессознательного – человек хранит весь опыт жизни своей семьи, рода, страны. Расстановка – это способ выявить, воспринять и осознать эту информацию в трехмерном пространственном образе, через телесные ощущения заместителей. Тело заместителя на время расстановки превращается в чуткую антенну, тюнер, которая из всего многообразия опыта коллективного бессознательного выделяет ту волну, ту радиостанцию, которая необходима в данный момент. Единственное, что нужно для качественной работы – спокойная позиция созерцателя, без осуждения беспристрастно воспринимающего сигналы.

Замещающее восприятие – это преимущественно телесный феномен. Расстановочная работа – это особый тонкий вид телесной терапии. Поскольку то знание, которое идет от заместителей, оно идет от телесных ощущений. Напряжение, боль, тепло и т.д. И только на втором месте идут чувства, которые мы может назвать: страх, печаль, злость. Поэтому мы говорим о знающем теле. Тело что-то знает. Тело и его отдельные органы  – это не только ткань, это намного больше.

В квантовой физике есть такие же странные связи как в расстановках. То, что двое знают друг о друге, не устанавливая непосредственный контакт. Так в квантовой физике существует такое наблюдение, если из одного источника исходят два фотона, и они разделяются на очень большое расстояние, если энергетическое состояние фотона А изменяется, то энергетическое состояние фотона Б изменяется точно также и одновременно, несмотря на то, что между ними нет видимой связи и их разделяют тысячи километров.

Когда мы входим в расстановку в качестве заместителей – мы, конечно же, остаемся собой, берем с собой весь наш опыт. Но энергии расстановки все это берут себе на службу и используют для того, чтобы что-то показать и сделать наглядным. Связь судеб людей в нашей системе – многомерна. Расстановка означает процесс перевода многомерного пространства нашего участия в судьбах важных для нас людей в трехмерное пространство расстановки. И это трехмерное пространство расстановки — пространственное расположение фигур — мы воспринимаем как наделенное смыслом и имеющее значение. С помощью органов чувств мы ощущаем пространство, «читаем» пространственные значения. Находится ли кто-то справа от меня или слева – в этом есть большая разница. И это идентично в разных культурах – например, сидящий справа воспринимается как более важный, чем я. Есть множество пространственных положений, когда мы сразу чувствуем смысл и значение.

В этом методе почти совсем нет каких-то теоретических представлений и ссылок на известные психологические законы. Нам не совсем знакома официальная версия истории возникновения метода, но известна легенда, по которой Берт Хеллингер, австрийский психотерапевт, психоаналитик довольно продолжительное время пребывал, в качестве миссионера католической церкви в Южной Африке, откуда и вынес некоторые принципы работы с семьей, увидев, как подобные Родовые проблемы решаются в среде древних африканских племен.

Берт Хеллингер, рассказывая о принципах работы, говорит о двух путях познания: научном, на котором основана  Европейская цивилизация, и для которого важно иметь определённую цель, обладать какими-то знаниями для её достижения, и феноменологическом, в котором важно видеть всё сразу, не увлекаясь деталями и отказавшись от собственных представлений о происходящем. Второй путь ближе Восточной культуре с её умением созерцать.

Расстановка позволяет увидеть нам такое, о чём мы не знали, не думали, она дает нам больше, чем самая тщательно собранная информация, и выводит нас на понимание, которое превышает самые смелые концепции. Поэтому о методе трудно писать и многие годы он существовал и развивался без теоретического обоснования, проявляясь феноменологически. И сам Хеллингер, долгие годы практикуя метод расстановок, ничего о нем не писал. Впервые описание расстановки сделал, посещавший их, ученик Берта Хеллингер Гунхард Вебер. Да, иногда, завершив расстановку, трудно бывает объяснить, что и откуда там взялось. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – это высказывание напрямую относится к данной работе.

Мистики и духовные учителя говорят: «Я», отдельная ограниченная сущность вообще не существует. Намного более реальная действительность, — это то, что мы все на глубинном уровне связаны. В расстановках каждый человек понимает, что существует уровень, на котором мы всё, что переживаем и воспринимаем, всё это мы разделяем с другими людьми, мы все взаимосвязаны.

Расстановка почти волшебным образом отражает и показывает тот порядок, который существует в семье работающего участника группы, те нарушения, которые ей свойственны, и позволяет найти быстрое и мудрое решение по восстановлению естественного потока жизни и любви.

Важное наблюдение, лежащее в основе метода, состоит в том, что любовь может существовать и действовать только в тех границах, в каких она поддерживает жизнь. Основное качество жизни – течение, движение. Заслуга Берта Хеллингера в том, что он заметил порядок, поддерживающий это. Любовь – это течение отношений между людьми, и она может существовать только в границах порядка, поддерживающего жизнь. Нарушение порядка жизни (а значит и семьи) ведет к уменьшению любви.

Любовь, действующая против порядка, слепа, она уничтожает сама себя или жизнь. Соблюдение законов, способствующих жизни, оказывает благотворное и исцеляющее действие. Все богатейшая практика расстановок, проведенных Бертом Хеллингером, помогают прояснить, уточнить и продемонстрировать порядки, которым стремится следовать любовь. Главное открытие Берта Хеллингера состоит в том, что возникшая психическая проблема, нарушение душевного равновесия, расстройство душевного и соматического здоровья возникают там, где естественное течение любви затруднено, блокировано или принимает неправильное направление.

Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера — это психотерапия в духовном измерении.