Лабиринты Земли I
Лабиринты есть во всех частях света у самых разных народов, находящихся на различных этапах исторического развития — от каменного века до современности. Но наибольшее их количество выявлено в Северной Европе на побережье Белого, Баренцева и Балтийского морей. В России — около 50, Финляндии — около 140, Эстонии — 10, Швеции — около 300, Норвегии — 20, Англии — несколько лабиринтов.
История лабиринтов очень древняя. Они были построены в различных местах Земли и представляют собой универсальный образец человеческого сознания, независимый от культуры, в рамках которой возникли. Скандинавия, остров Крит, Америка, Ирак, Британские Острова, Италия, Индия, Франция, Египет, Исландия — вот только некоторые из мест, в которых найдены лабиринты. Они до сих пор используются в священных церемониях племен гопи и папаго в Аризоне, а также рядом других племен и народов. Немногим известно, что лабиринты продолжают строить и в наше время.
Возникшее на заре истории (первые изображения лабиринта обнаружены в верхнем палеолите 38.000 лет до н. э.) простое изображение лабиринта с петляющими дорожками было знакомо многим культурам. Лабиринт интернационален. Неизвестно, какой народ придумал его первым. Где бы ни жил человек, в Перу или Швеции, в Англии или России, он представляет один образ: путаные дорожки, ложные ходы и тупики, долгожданный выход, который не найти без помощи Ариадны.
Возраст глиняной таблички с рисунком из семи концентрических линий, которая найдена на греческом острове Пилос, а также сирийской глиняной посуды, украшенной изображением классического лабиринта — 3,5-3,2 тысячи лет. Рисунки семикольцевых лабиринтов встречаются также на стенах пещер в испанской провинции Понтеведра и близ городка Вал-Камонике на севере Италии. Их же можно найти в Перу, Бразилии, Мексике, США
Индейские племена тохоно оотам и пима из американского штата Аризона сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом, который называют «дом Иитои» — в честь своего прародителя, дух которого покоится на вершине горы Бабокивари.
Примитивные формы лабиринта нередко выкладывались из камней или прорезались в торфе, и эта традиция жива и поныне.
Самый древний лабиринт, который можно датировать с большой степенью точности, (1230 г. до н. э.), находится в Греции (Филос) во дворце царя Нестора. Нестор жил в Трое во времена царя Приама, поэтому этот лабиринт многое связывает с Троей. В Северной Европе многие лабиринты называется «Стены Трои» (например, по-шведски Trojeborg, «форт Трои», или по-валлийски Caerdroia, «замок Трои»).
Во многих мифах народов мира говорится о большой маскулинной энергии, сокрытой в тайниках лабиринта.
Лабиринт, изображенный на рисунке, создан племенем о’одхам в Северной Аризоне (США). Если посмотреть на него сверху вниз, то можно заметить, что он является классическим семишаговым лабиринтом.
Уже говорилось о прекрасном лабиринте на полу собора в Шартре. Его четырехчастная структура имеет глубокую символику, связывающую таинство постижения человеком мистерии креста, выраженную как поклонение четырем направлениям.
Следующий интересный лабиринт с богиней в центре находится в Гринсборо (Вермонт, США). Здесь подчеркивается связь мужской силы, изначально заключенной в лабиринте, с женским аспектом животворящей энергии:
Египетский лабиринт
Самой выдающейся постройкой египтян, были не пирамиды, как полагает большинство, а огромный лабиринт, который был построен рядом с озером Мойрис, известным сегодня как озеро Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил — в 80 километрах к югу от современного города Каира.
Описанный древним историком Геродотом египетский лабиринт был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 тысяч квадратных метров. Весь этот колосс использовался в качестве гробницы для фараонов и… крокодилов, которые в Египте считались не менее священными, чем правители. Хотя есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов.
Геродот писал: «Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт». Он добавил: «Лабиринт размерами превосходит… пирамиды».
Сложная система коридоров, дворов, комнат и колоннад была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Большей частью лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома. После падения Египетской мировой державы впечатляющие колонны красного гранита, огромные каменные плиты и отполированный известняк были украдены и использованы для строительства других построек.
Критский лабиринт
Самый знаменитый лабиринт, безусловно, тот, что, по преданию, построил на Крите афинский скульптор Дедал. Лабиринт в Кносе на острове Крит был построен позже египетского лабиринта. Критский лабиринт напоминал египетский, но его размеры были намного меньше. В I веке н. э. римский ученый Плиний заметил, что жители Крита построили свой лабиринт в одну сотую величины египетского лабиринта.
Лабиринт — храм Зевса Лабрандского на Крите, т.е. Labrynthios, поскольку основным символом и атрибутом этого Зевса является топор (по греч. — labrys). Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым первоначально называли «дом двойного топора» — дворец царя Миноса.
Дедал был величайшим архитектором и изобретателем древности. Ему приписывают множество необыкновенных изобретений: топор, бурав, клей, роботы, планеры и т.д. У Дедала был племянник и ученик Тал, который с ранней юности всех поражал своим талантом и изобретательностью. Дедал видел в нем соперника и однажды столкнул юношу со скалы. Ареопаг приговорил Дедала за это преступление к смерти, но тому удалось бежать на остров Крит к царю Миносу. На этом острове Дедал построил царю дворец и лабиринт, но Минос не разрешил ему покинуть остров, чтобы он нигде в другом месте не построил подобного чуда.
Действие мифа о Тесее и Ариадне происходит в том самом лабиринте. В те времена, когда греки начали писать свою историю, Лабиринт уже давно перестал существовать.
За свою долгую историю критский Лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно. Однако жители острова долго помнили о знаменитом дворце — археологи нашли на Крите монеты, изготовленные примерно за 300 лет до рождения Христа, их украшало изображение Дедалова Лабиринта. Сегодня о нем говорят с достоверностью благодаря английскому археологу А.Эвансу, прибывшему сюда в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита.
Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу — Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. После долгих лет раскопок и кропотливой реконструкции археологи сумели восстановить образ стройного архитектурного ансамбля. Тринадцать столетий строился Лабиринт — столько же, сколько существовала минойская цивилизация. На первый взгляд план дворца поражает своей хаотичностью — столь причудливо, бессистемно лепятся друг к другу бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Лабиринта. Но в основе этого создававшегося более тысячи лет хаоса — единый замысел, сложнейшая архитектурно-художественная композиция, которая ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени.
Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места — она открывается только в движении, как лента времени, которую она изображает. Лабиринт и снаружи нельзя воспринять сразу, окинув одним взглядом — «движение» его внешних стен было столь же прихотливо, как и во внутренних покоях. К тому же он не был отгорожен от города стенами или пустотой дворцовой площади — он являлся продолжением сплетения его кривых улиц. Стены залов дворца были покрыты великолепными фресками, краски которых дошли до наших дней яркими и свежими, которые полностью воспроизводят древние греческие мифы. Может быть это документальное свидетельство мифа о Минотавре? Возможно ли такое совпадение реальности и мифа?
…Когда Эванса спросили, почему он почти сразу, не колеблясь, заявил о том, что открыл дворец Минотавра, хотя фактов, подтверждающих его версию, еще не было, тот ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории — мифы».
Майкл Эртон, который предложил свою модель критского лабиринта, пишет: «Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт». В свете такого понимания мифологическое избавление Тесея из лабиринта символизировало его второе рождение, избавление от смерти.
Лабиринты в других краях
Вскоре лабиринты появились у греков и римлян. Плиний упоминает о лабиринтах на острове Самос и на острове Лемнос в Средиземном море, последний был известен благодаря 150 прекрасными колоннами. Плиний также упоминает о роскошной этрусской гробнице, о которой еще раньше писал Варрон и в которой, якобы, находился подземный лабиринт.
В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., находилось, по крайней мере, два декоративных лабиринта. Один из них, Дом с лабиринтом, известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром. Писатель Марсель Брион утверждает, что это «аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия».
В итальянском городе Клузоне был построен очень запутанный лабиринт в гробнице этрусского царя Порсены.
Вслед за греками и римлянами лабиринты начали строить и другие народы.
Сегодня повсюду в Европе можно встретить много фрагментов мозаичных полов, выполненных в виде лабиринтов, которые были найдены во время раскопок римских вилл и гражданских построек.
Спиралевидные закутанные фигуры, вероятно культового назначения, выложенные на морском берегу из камней, нередки в Северной Европе (Дания, Швеция, Эстония, Россия). Встречаются также фигуры и на полях средневековых соборов (например, Шартрского), где их именуют «Иерусалимской дорогой», поскольку по ним должны были ползти на коленях кающиеся грешники. В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Есть мнение, что многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.
Изображение лабиринта можно увидеть и на Востоке — например, в храме Халебид в Майсуре (Индия) — постройка XIII века н. э., отображает эпизод из эпоса «Махабхарата». А китайцы верили, что злые духи могут летать только по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов. В Японии наибольшее распространение получили лабиринты из дерева, причем 150 из них были построены совсем недавно — в 1980-90-е годы.
В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезали на дереве; в Мексике и Италии высекали на скалах; в Северной Америке и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах или на побережье; в европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже выкапывали в земле.
Туристы по сей день любуются мозаичными лабиринтами в соборах Северо-Западной и Южной Европы, Северной Африки. Самое известное изображение лабиринта этого типа находится в соборе французского города Шартр. Мозаика была выложена в XIII веке, она представляет собой четыре соединенных между собой квадрата с семью резкими поворотами в каждом, при этом весь лабиринт можно пройти по одной непрерывной дорожке.