Каждому из нас в детстве мама с папой, а может и любимая бабушка читали сказки. Их было много: и про Конька-горбунка, и про Царевну-лягушку, Колобка и серого волка… А что мы помним о том времени, о своих ощущения в этот момент? Сейчас эти воспоминания вызывают у Вас улыбку, а тогда, в детстве в те мгновения нешуточные страсти обуревали наши души…
Стоит только произнести эти волшебные и такие знакомые с детства слова: «Жили — были» или «В некотором царстве – в некотором государстве», как любому и каждому ясно, что начинается сказка, но пока неизвестно, какая. А почему так много сказок начинается с одних и тех же слов?
В простеньком выражении «жили – были» заключена формула, безотказно формирующая интерес. Заметьте, это притягательное присловье на тысячелетия опередило усилия нейро-лингвистического программирования (НЛП) ! Многовековая народная мудрость, отраженная и выраженная в сказках, богаче любой теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей, данных человеку от природы.
Вот простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая…» Вы думаете, это изложение хронологии событий? Тогда отчего опущено, как дед эту репку поливал, полол и прочее, — ведь без его ухода разве стала бы она такой огромной?! – Видите ли, эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется! – На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей.
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы… и, заметьте, всегда счастливый конец — она оптимистична, добра и надежна!
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Так с детства формируется та основа, которую К.Г.Юнг назвал личным бессознательным, которое «плавает» в коллективном бессознательном.Оно и ведет человека всю его жизнь, являясь и проводником и цензором.
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.
Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают человеку достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная — как разрушитель. Любая сказка — это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или, иначе, сказкотерапевта, — изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.
Главная ценность психолога – в умении задавать вопросы, на которые человек «достает из себя» ответы, — потому что все ответы каждый знает сам, только не знает о том, что он это знает. Непревзойденным мастером этого был Милтон Эриксон . Психолога, видимо, можно сравнить с живым компасом, который способен сориентировать, показать направление, но не стоит, да и бесполезно требовать, чтобы он прошел Ваш путь за Вас. Идти придется самому.
Кое-кто, правда, считает, что сказка уместна в детстве, а за его пределами бесполезна. Это достаточно распространенное заблуждение вызвано незнанием некоторых психологических закономерностей. В каждом из нас с младых ногтей до самого почтенного возраста уживаются внутренний ребенок, внутренний взрослый и внутренний родитель. Представьте себе, что они живут в красивом и уютном трехэтажном домике, занимая по целому этажу (кого куда поселить – решайте сами), ходят друг к другу в гости, дружат, спорят, ссорятся. Например, Вы случайно слышите обрывок разговора прохожих – взрослого и малыша, в котором старший собеседник, обращаясь к младшему, сюсюкает, пришепетывает и прилепетывает. Он поступает так потому, что его внутреннее «Я – ребенок» заперлось в своей квартирке, захлопнуло все окна и форточки, задернуло шторы, не отзывается на звонки… Если Вам услышанное сюсюканье режет слух – значит, Ваш собственный внутренний ребенок не собирается стать отшельником, если наоборот – пора заказывать дополнительный комплект ключей, чтобы вызволять его, пока не задохнулся без света и воздуха. И кроме то, это сигнал о произошедшей в детстве случайного прохожего (или в Вашем собственном) душевной травме, которая сказывается на взрослой жизни, ограничивает до сих пор личные возможности. Вот здесь-то и пригодится сказкотерапия – волшебная тропинка в прожитое детство – чтобы отыскать в нем приобретенную проблему и разрешить – тоже через сказку.
Сказка — это мощное оружие в руках родителей и воспитателей! Если Ваш ребенок оступился, совершил неблаговидный поступок или стоит на распутье перед выбором — не обязательно его ругать и указывать ему, что делать: расскажите ему сказку! Пусть Ваша сказка, а не Вы сами пожурит ребенка, пусть покажет ему выход из сложившейся ситуации, пусть направит на правильный путь! Не бойтесь творить, выпустите свою фантазию на волю: уделите в сказке место и волшебству, и мечте, и даже целому новому миру! Не забывайте только одно — что Вы хотели донести до ребенка. Вы можете сделать сказку своим помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими.
Сейчас вышло много книг по сказкотерапии. Нам нравятся книги молодого психотерапевта и сказочника Дмитрия Соколова «Сказки и сказкотерапия», «Лоскутное одеяло или психотерапия в стиле дзен», «Волшебная книга перемен» и другие. Это совершенно удивительные сказки. Для разгадывания тайн волшебных сказок можно также прочитать В.Проппа.