Нейролингвистическое прогаммирование

НЛП — это современное направление практической психологии. Оно родилось в начале 70-х годов двадцатого столетия в США. Основатели НЛП и их первые ученики и последователи: Джон Гриндер, Ричард Бендлер, Лесли Камерон-Бендлер, Джудит Делозье, Роберт Дилтс и Дэвид Гордон. В основе НЛП лежат удачные попытки выяснить, что такого делают величайшие психотерапевты того времени: Фриц Перлз , Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон — чтобы добиваться столь замечательных результатов — их поведенческие модели. Оформленные в виде пошаговых наборов действий — поведенческих стратегий — эти находки легли в основу нарождающейся науки. В этом смысле, НЛП — это система высокоэффективных инструментов, помогающих нам достигать своих целей.

В 70-е годы ХХ века на смену противоборству разных психологических направлений — бихевиорального, психоаналитического , гештальта и гуманистического — пришла естественная мысль: все эти методы психотерапии работают. Быстрее или медленнее, тем или иным способом клиенты продвигаются к выздоровлению… И какими бы теоретическими подходами ни объясняли свое поведение во время сеанса психотерапевты, они ведут себя достаточно сходным образом.

В это время стали интенсивно развиваться компьютерные технологии. Стало понятно, что во многих областях эффективно создавать некую виртуальную модель, изучать ее функционирование, доводить до полного совершенства и затем воплощать в реальных объектах (в машиностроении — проектирование автомобиля, самолета; в социологии и рекламе — прогнозирование поведения масс, и т.д.).

Возникла глобальная идея поиска оптимальной модели какого-либо аспекта человеческого поведения (общения, мышления, творчества) с дальнейшим привнесением этой успешной стратегии (модели) в жизнь других, менее успешных индивидов.

Вместо вопросов “почему?” и “зачем?” психологов стал интересовать вопрос “как?”, причем не столько “как устроена патология?”, сколько “как действуют (думают, чувствуют) здоровые и успешные люди?” НЛП возникло в начале 1970-х годов. Ричард Бэндлер — студент психологии в университете Калифорнии в Санта-Крузе — и Джон Гриндер — ассистент профессора лингвистики в том же университете — изучали действия выдающихся психотерапевтов. Они не ставили своей целью создание новой теории, а всего лишь хотели определить методы, которые успешно работают, и передать их другим психотерапевтам.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это теория и практика моделирования мышления и поведения (а в дальнейшем и эмоций) успешных и эффективных людей.

Первоначально в качестве исходных “образцов” для моделирования использовалась работа очень эффективных психотерапевтов — Фрица Перлза , Вирджинии Сатир (одной из классиков семейной терапии), Милтона Эриксона . Они достигали быстрого изменения поведения своих клиентов, не всегда осознавая, как именно делали это. Моделирование позволило обучить этим навыкам других людей, специалистов в области общения с людьми (от психотерапевтов до продавцов…) В современном НЛП используется моделирование “стратегий гениев”, таких как Аристотель, Моцарт, Дисней, Фрейд, Тесла и Эйнштейн (в издательстве КЛАСС вышел трехрехтомник Дилтца с таким названием, который мы планируем разместить в библиотеке нашего сайта).

В теорию НЛП (если там вообще есть теория!) вошло предположение о том, что наш мозг во многом похож на компьютер, который, в отличие от привычных ЭВМ, обладает способностью к самопрограммированию и работает с помощью непрерывной обратной связи. Источником подобных программ могут являться слова, родительские убеждения, какие-либо события, имевшие достаточную эмоциональную значимость (как приятные, так и неприятные). В результате этого процесса образуются устойчивые стратегии — последовательности стимулов и реакций последовательности мыслительных операций. Если в каких-либо ситуациях эти последовательности оказываются эффективными, они начинают распространяться на другие обстоятельства. С одной стороны, этот процесс очень способствует адаптации — он автоматизирует навык, создает индивидуальный стиль деятельности, избавляя человека от “мучительных раздумий” о том, как подносить ложку ко рту. С другой стороны — обстоятельства в течение жизни изменяются, и те стратегии, которые были успешными в детстве, перестают работать… Достаточно быстро человек это обнаруживает и оказывается перед выбором: изменить стратегию поведения на более эффективную в данных условиях — либо страдать “Я не такой и мир не такой…”

Ведущей ценностью для психологов этого направления является способность к изменению, большой вариативности поведения и мышления, позволяющей адаптироваться к самой разнообразной среде.

Для того чтобы изменение произошло, предлагаются следующие шаги:

1) определение того способа, каким организуется проблема;

2) поиск “мест наименьшего сопротивления”, точек выбора, в которые можно привнести изменение;

3) выбор более эффективных моделей поведения и мышления;

4) смена стратегии;

5) проверка эффективности нового поведения и присоединение его к будущему.

Обычно человек не отслеживает эти шаги, когда его поведение (мышление, эмоции) автоматизировано. Это относится к категории само собой разумеющихся норм. В таких случаях последовательность операций теряется. Поэтому в НЛП есть еще одна очень действенная стратегия Т.О.Т.Е. (это аббревиатура от английских тест-операция-тест-выход), когда путь к достижению своей теперь уже реальной цели (а не мечте) прописывается по шагам, которые уже не так пугают как глобальная цель.

НЛП — это наука о воздействии слова на человека. Это методические приемы, позволяющие человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы.

Одним из базовых положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Отсюда основные задачи терапевта обеспечить доступ пациента к этим скрытым ресурсам, извлечь их из подсознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться.

Как заглянуть во внутренние психические процессы клиента? Есть только два пути: вербальный (с помощью слова) и невербальный, который в НЛП имеет особо важное значение.

Пресубпозиции НЛП:

  1. Карта — это еще не территория. Субъективный реальный мир — это не реальный мир, в котором мы живем, это его субъективное отражение в нашем мозгу, в этом возможность его изменения.
  2. Сознание и тело – это части одной и той же нейропсихофизиологической («кибернетической») системы.
  3. Весь наш жизненный опыт закодирован и отражен в нашей нервной системе.
  4. Субъективный сенсорный (чувственный) опыт состоит из визуальных образов, звуков, тактильных, физиологических, вкусовых ощущений и запахов.
  5. Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает. В моих силах изменить свое общение для получения адекватной реакции.
  6. Не бывает поражений, есть только обратная связь. В том, что мы принимаем за ошибку, всегда есть точка выбора возможности другого поведения.
  7. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся возможностей в данный момент.
  8. Любое поведение имеет позитивное намерение, любое поведение привязано к первоначальному окружению.
  9. Каждый из нас располагает ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей. Каждый из нас создает свой собственный реальный мир.
  10. Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дружественную, полную ресурсов, сферу.
  11. Если кто-то умеет делать что-либо очень успешно, то это всегда можно смоделировать и научиться этому самому.

Наше сознание похоже на географическую карту: мы упрощаем мир, что-то неизбежно упуская, но все же без этого упрощения мы бы заблудились! Мы «фильтруем» мир через убеждения, ценности, язык, интересы и т.д. «Какого рода карту вы составляете, зависит от того, что вы замечаете и куда вы хотите идти. Карта — это не территория, которую она описывает. Мы обращаем внимание на те аспекты мира, которые нас интересуют, и игнорируем другие. Мир всегда богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно его. Фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют мир, в котором мы живем».

Лес — неодинаков для лесоруба, художника, ботаника, зоолога и кулинара. «Если вы будете идти по миру, отыскивая мастерство, то вы найдете мастерство. Если вы пойдете по миру, отыскивая проблемы, то вы найдете проблемы». Язык — тоже фильтр, слово — всего лишь означает переживание, но не является этим переживанием. У каждого слова есть свой личностный смысл. Но порой люди боятся за свой смысл как за реальность.

Как написать о том, что такое НЛП, в трех предложениях:

  1. Думайте о результате. (Всегда имейте ясное представление о том, что вы делаете и для чего.)
  2. Тренируйте свою чувствительность. (Держите свои чувства открытыми, чтобы заметить, продвигаетесь ли вы к результату или нет.)
  3. Будьте гибкими. (Изменяйте свои действия до тех пор, пока не получитето, чего хотите.) «Если вы всегда делаете то, что делали всегда, то вы и будете получать всегда то, что всегда получали. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что-нибудь другое».

Основные идеи НЛП:

  1. Ориентация на результат, а не на проблемы. Вместо вопроса — «Почему у меня это не вышло?» — следует задавать вопрос — «Как это сделать?»
  2. Ориентация на обратную связь, а не на неудачи. Неудача — «неудачное» слово. На самом деле существует лишь отрицательный результат, или тупик.
  3. Ориентация на свои возможности, а не на необходимость. Барьеры лишь! издалека кажутся неприступными. Подумайте о своих возможностях, а не об ограничениях.
  4. Ориентация на любопытство и удивление, а не на притворство. Почему так быстро учатся маленькие дети? Они не боятся показаться глупыми, задавать вопросы, не стыдятся многого не знать.