Юнгианский анализ

dusha skazkoterapiya yunganaliz 1В этой статье мы поговорим о любимом ученике и сотруднике Фрейда Карл Густаве Юнге (1875-1961). В результате многолетних клинических исследований Юнг пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. В итоге, в его антропологии человек предстал как состоящий из трех интегрирующих систем: сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Центральное место занял архетип самости, который был призван отвечать за интеграцию и стабильность личности. Это проявляется во врожденной потребности в психологической целостности, в самооценивании и индивидуации. Юнг предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия — интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция).

Юнг известен еще тем, что ввел в науку такие понятия как архетипы. Архетип трудно объяснить, но его существование можно показать на наглядных примерах. Архетипичными для славянской культуры являются некоторые добрые и злые герои народных сказок — Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Иван-«дурак», который в конце сказки получает свои полцарства, Василиса Премудрая и многие другие. Соответственно, архетнпичным будет сон маленького ребенка, в котором за ним гонится Баба-Яга, воплощающая в нашей культуре зло, насилие, страх. Как ни странно, но, анализируя собственные сны, легко обнаружить в них культурные архетипы, труднее — свои личные. Юнг начал изучать психологию, еще будучи студентом, причем с… оккультных наук: «Наблюдения спиритов, какими бы странными и сомнительными они не казались мне в начале, были все же первым объективным свидетельством о психических феноменах». Коллективное бессознательное, по Юнгу, — это инстинкты и архетипы, которые складываются из универсальных и регулярно повторяющихся содержаний. Они представляют собой основу психики как таковой. Коллективное бессознательное складывается из национального, расового и общечеловеческого бессознательного — вплоть до опыта доисторических предков человека. Проще говоря, это след, оставшийся в нашей психике от прошлого всего человечества.

Индивидуальное бессознательное — совокупность индивидуальных и уникальных содержаний, которые могут стать осознанными. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое определяет рельеф реки, но рекой может стать лишь тогда, когда по нему потечет вода. И если продолжит это сравнение, то суть архетипа как раз и заключается в том, «что вода (психические процессы) потечет по этому руслу, а не вопреки ему» — это пример метафоры, которую часто применяют психологи и о ней речь пойдет дальше. Юнг отличал архетипы от символов. Бессознательное (и архетипы) выражает себя в символах, но ни один из конкретных символов не может полностью выразить архетип. Но чем ближе символ соответствует бессознательному, организованному вокруг архетипа, тем более сильную, эмоционально заряженную реакцию вызывает он у индивидуума. Кроме символов индивидуального бессознательного, по мнению Юнга, существуют такие символы, которые отражают коллективное бессознательное (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и т. д.). Юнг относил к архетипам и основные элементы структуры личности. Один из самых известных памятников архетипов – карты TAPO. Карты старшего аркана полностью соответствуют архетипам Юнга и есть психотерапевты, использующие их в своей работе. Существует легенда, что с целью сохранения древних знаний жрецов и невозможностью сохранить тайную библиотеку, основные знания зашифровали на табличках, которые впоследствии превратилась в карты Таро.

Наше подсознание (в терминах Фрейда и Юнга) аналогичным образом зашифровывает послание к сознанию в виде снов. Фрейд не мог разгадать снов Юнга. Юнгу снился дом, в котором на верхнем этаже была привычная обстановка, а на первом — средневековая. В подвале он обнаружил остатки римских стен, а в одной из каменных плит пола оказался вход в пещеру, где жили первобытные люди. «Мне было ясно, что дом — это в, некотором роде образ души, т.е. образ тогдашнего состояния моего сознания (…) На нижнем этаже начиналось бессознательное. Чем глубже я спускался, тем более чуж¬дым и темным оно было. В пещере я нашел остатки первобытной культуры, т.е. то, что оставалось во мне от примитивного человека».

Тогда-то Юнг и понял, что разница между его психологией и психоанализом Фрейда возникла из-за разницы в духовных установках. Юнг хорошо знал историю психологии, философию и историю. Для Фрейда интеллектуальная история начиналась с Дарвина… В 1913 году Юнг, по его собственным словам, выходит из игры: «Когда я работал над книгой «Метаморфозы и символы либидо» и заканчивал главу «Жертва», я знал, что публикация ее будет стоить мне дружбы с Фрейдом (…) Два месяца я не решался взяться за перо, я мучился вопросом, стоит ли мое молчание дружбы с Фрейдом. Наконец, я стал писать, и это действительно привело к разрыву».

Невроз Юнг определяет как состояние разлада с самим собой в результате неудачной попытки подладиться под внешние обстоятельства. По Юнгу, невроз— это регресс на более низкий уровень сознания или бессознательного. Развитие личности — процесс овладения коллективным бессознательным своего народа, его осознавание. Источник новых идей — только внутренние кризисы: «… Знание не дается даром. Оно приходит только в результате мощных потрясений».Невроз — знак, предупреждающий об опасности ступить на ложный путь и призывающий прислушаться к своему сознанию. Здесь мочно применить метафору черно-белых полос. Когда ты идешь по белой полосе, то все получается, все дается легко. Если начинаются препятствия — значит сошел со «своей» полосы на чужую.

dusha skazkoterapiya yunganaliz 2Поговорим теперь о структуре психики в представлении  К.Г.Юнга.

Юнг представлял персону (личность) как самый верхний слой личностного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного — двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное (самость). Персона — это визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Persona — латинское слово, обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли (сравни русское «Личина, личность»). Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень — центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и стараемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому как отражается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстравертированная личность в своем бессознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый — робок, добрый — зол, а злой — добр и т. п. Кстати, термины эксатраверсии и интроверсии ввел тоже Юнг. (Если останется врем, мы проведем его сегодня). Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой.

Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивидууму (и аналитику) к материалу, который обычно недоступен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».

Анима и Анимус — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном — женщина, а каждая женщина — мужчина.

Анима и Анимус — наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же как персона — к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение Индивидуума.

Самость — архетип целостности личности. «Самость, — пишет Юнг, — означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».

Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания.

Связь с архетипом освобождает голос своего народа. Архетипы хорошо представлены в сказках, о чем речь позже. В групповой терапии есть упражнение, а мы его проводили его на вечеринке в компании, как игру. Она применяется для создания атмосферы безопасности и поиска ресурсов.

Один участник группы (пусть Маша) садиться на стул. Остальные по очереди встают позади него и выбирают любой архетип из пары, кладет руки ему на плечи и ведет повествование от «Я». Например, «Я Маша, Я дом…». Так же делают остальные.

Основные пары архетипов:

ЛЕС / ГОРА

РЕКА / ДОРОГА

ДОМ / ПЕЩЕРА

Параметры описания в архетипах.

  1. Как выгляжу.
  2. Внутреннее содержание (чувства, ощущения).
  3. Что есть вокруг меня – мое окружение.
  4. Способ существования.
  5. Мои главные потребности.
  6. Какие проблемы могут возникнуть.
  7. Мои отношения с окружающими.
  8. Ради чего я живу.

Затем сидящий, выслушав всех, представляет себя в каждом архетипе и дает обратную связь по чувствам.

В психотерапии широко применяются метафоры, которые затрагивают более глубинные слои личности и сказкотерапия, которая является своеобразной гомеопатией в психотерапии. Что же такое сказки и каково их место в психотерапии? «Они передаются от старшего поколения младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами и работают преимущественно на бессознательном уровне. Они могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев.

Метафоры являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников — мифов, законов, даже моральных принципов и технических приспособлений — сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках, но не в живой культуре».

Из такого сравнения можно вывести следующую метафору: так же как родители, сами того не подозревая, начиняют детей своими генами и таким образом программируют построение их тел, они позже начиняют тех же детей сказками, передавая таким образом — опять-таки, совершенно не намеренно — способы поведения, ценности, убеждения и в конечном итоге жизненные сценарии.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс одним из важнейших в личностном росте человека. Один из вариантов такого осознания себя психотерапия, и врач-психотерапевт является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность .