В этой публикации мы поговорим о законах системной семейной психотерапии, которые накапливались и систематизировались годами целыми поколениями известных семейных психотерапевтов.
Связь судеб людей в семейной системе – многомерна. Расстановка означает процесс перевода многомерного пространства нашего участия в судьбах важных для нас людей в трехмерное пространство расстановки. И это трехмерное пространство расстановки — пространственное расположение фигур — мы воспринимаем как наделенное смыслом и имеющее значение. С помощью органов чувств мы ощущаем пространство, «читаем» пространственные значения. Находится ли кто-то справа от меня или слева – в этом есть большая разница. И это идентично в разных культурах – например, сидящий справа воспринимается как более важный, чем я. Есть множество пространственных положений, когда мы сразу чувствуем смысл и значение. И это еще один секрет уникального метода, о котором мы продолжаем рассказывать в этой статье.
Семейные системы функционируют и развиваются управляемые объективными законами присущими любой сложной иерархической структуре.
Кратко эти законы можно сформулировать следующим образом.
- Система всегда есть нечто большее, чем сумма ее элементов.
- Каждая система имеет свои границы.
- Каждая система входит в другую, большую.
- Системы пересекаются и часто у них бывают общие цели.
- Любая система жертвует элементами, находящимися на периферии.
- Все элементы в системе взаимосвязаны.
- Каждый элемент системы отражает все свойства системы, частью которой он является.
- Изменение одного элемента системы приводит к изменениям во всей системе.
- Каждая система стремится к развитию и гомеостазу (равновесию).
Изучая феномены проявления этих общих законов в семейных системах, Б. Хеллингер открыл три важных следствия, которые назвал «ПОРЯДКИ ЛЮБВИ».
- Порядок принадлежности
- Порядок иерархии
- Баланс между «давать» и «брать»
Нарушение и игнорирование этих правил приводит к различным проблемам во многих сферах человеческой жизни. Часто нарушение этих порядков происходит задолго до нашего рождения. В результате мы можем испытывать чувства, которые нам не принадлежат, а передались нам «по наследству», которые испытывал кто-то из предков, нарушая законы. Благодаря родовому полю и при помощи заместителей, можно обнаружить эти нарушения и найти решение. Эти законы связаны с тремя видами совести, о которых речь пойдет чуть позже. А сейчас подробнее рассмотрим три закона Берта Хеллингера.
1. Порядок принадлежности: человек, который вошел в систему, принадлежит ей всегда.
В семейной системе все члены имеют равное право на принадлежность. Это право сохраняется, если мы помним и уважаем всех, кто принадлежит к нашей семье и роду. В энергетическом поле присутствуют все, как живые, так и умершие (погибшие, совершившие самоубийство), и также абортированные дети. Бывает так, что о ком-то нам больно помнить. Например, о рано умершем ребенке. Мы стараемся забыть этот факт, вычеркнуть его из своей жизни. Таким отношением мы выталкиваем рано умершего ребенка из системы. Это – нарушение основного закона. Система не может быть неполной, и она восстанавливает свою целостность. Кто-то из тех, кто остался в системе, будет нести еще дополнительный груз, проживать судьбу того, кого вытеснили. Так возникает феномен переплетения. Иногда мы вытесняем кого-то из системы по моральным соображениям – тех, кто сидел в тюрьме или вел «недостойный» образ жизни. В системе обязательно кто-то займет место вытесненного. Это может наблюдаться в том же поколении, через одно или несколько поколений. Иногда мы вытесняем кого-то из системы из-за страха перед его судьбой. Это относится к тем, кто совершил самоубийство, или если женщина умерла при родах. О них либо вообще не говорят, либо не говорят правды. Их судьбы могут превратиться в семейные тайны. Потомкам очень тяжело нести такое наследство. Именно потому, что это тайна, они помимо своей воли участвуют в этих тяжелых судьбах, не понимая, почему им вообще не очень-то и хочется жить, у них могут быть попытки самоубийства, с ними случаются фатальные несчастные случаи. С точки зрения системной терапии, каждый человек рассматривается вплетенным в свою семейную систему. 95% наших проблем имеют системный характер, они связаны с нарушением законов функционирования семейной системы. Другими словами, мы можем переживать трудные времена и ломать голову над сложными проблемами потому, что когда-то, возможно несколько поколений назад, равновесие в системе было нарушено. Эти сложности будут продолжаться и передаваться по наследству до тех пор, пока оно не будет восстановлено.
Действия, которые повышают наше право принадлежать группе сопряжены с чувствами невиновности и удовольствия.
Действия, которые противоречат нормам и ценностям группы, снижают наше право принадлежать этой группе сопряжены с чувством вины.
Например, построение новой семьи иногда бывает связано с чувством вины одного из супругов по отношению к своим родителям. Террорист взрывает себя вместе с жертвами с чистой совестью перед соратниками. Ребенок, который впервые курил, с гордостью говорит об этом товарищам и с чувством вины – своим родителям.
2. Порядок иерархии: старше выше. Тот, кто вошел в систему раньше, занимает более высокое положение.
Берт Хеллингер объяснял это на примере первобытного племени, 20-30 членов. У каждого свое место. Было немыслимо кого-то исключить. Тот, кто исключался – сразу же умирал. Он мог жить только находясь внутри группы. Все в группе имели равное право на принадлежность. В группе была иерархия, самые старшие шли первыми, а все остальные – в порядке появления на свет. У женщин, которые приходили извне, тоже была иерархия. Первая пришедшая становилась первой, вторая – второй. В этих группах не было соперничества. Каждый находился на своем месте. Со временем они с самого низа поднимались на самый верх. Те, кто был выше умирали, внизу рождались новые. Но все оставались на своих местах. Очень важно понимать, что эта иерархия в наших семьях, и во всех других группах имеет основополагающее значение.
Первое всегда остается первым, то, что происходит позднее, всегда будет тем, что произошло позднее, — хронология событий не должна нарушаться. Это естественный закон существования: он не был специально придуман и не имеет никакого отношения к морали. Он распространяется на всех, кто принадлежит к одной системе.
Понимание первоочередности и хронологического порядка глубоко запечатлено в коллективном бессознательном, и мы инстинктивно следуем этому закону в обычных, бытовых ситуациях. Например, когда мы выстраиваемся в очередь перед театральными кассами или бронируем места в самолете, мы автоматически предполагаем, что те,- кто пришел раньше, займут лучшие места. Атмосфера в коллективе накаляется, когда тот, кто только что пришел в компанию, занимает место, предназначавшееся для сотрудника, который работает в этой компании уже давно. В воздухе буквально витает фраза: «Как несправедливо!»
То же касается и наших семей. В глубине души мы согласны с законами хронологической иерархии, и нам тяжело, когда кто-то из членов семьи пытается занять не принадлежащее ему место и превышает свои полномочия. В любом языке много выражений, отражающих подобные ситуации. Например: «Ему по рангу не положено», «Он не на своем месте», или народная поговорка, гласящая, что всему и всем есть свое время: «Не лезь поперед батьки в пекло».
3. Порядок уравновешивания или баланс между «давать» и «брать».
Этот закон действует в иерархии равных (я и мой супруг, например). Кстати, Берт Хеллингер объяснял этот закон именно на примере своей семьи.
Если человек стремиться отдать другому немного больше, чем получил от него, другой будет стремиться отдать, в свою очередь, так же немного больше. Полезный обмен будет стабильно возрастать. Когда второй в ответ на несправедливость первого делает еще большую несправедливость (больший вред), первый чувствует себя вправе сделать еще больший вред (модель эскалации).
Когда второй в ответ на несправедливость первого требует компенсацию (в меньшем объеме, но ясно и четко), то баланс может быть восстановлен и они смогут сохранить отношения.
В партнерских отношениях «давать и брать» — это мотор для живости отношений. Моя жена мне что-то дает, я ей что-то возвращаю немного больше, что она вновь стала моим должником. Затем она мне дает чуть больше, чем получила, чтобы я вновь чувствовал себя ее должником. Если сделать слишком большой подарок, возникает неравновесие, невозможность продолжать этот обмен.
Следует иметь ввиду, что если один из партнеров делает другому что-то плохое, а второй говорит, я тебя прощаю, тогда это начало конца отношений. Если первый опять причиняет зло, а второй опять говорит «я тебя прощаю», тогда второй оказывается в недосягаемой позиции с точки зрения морали. Отношения в какой-то момент становится невозможным исцелить. Если муж причиняет боль жене, она тем самым приглашается, чтобы причинить боль мужу. Но боль ответная должна быть чуть меньше. На практике важно, если кто-то причиняет мне зло, то важно чтобы я тоже на это разозлился, чтобы во мне возникло ответное чувство злости и ярости. Чтобы я не был слишком хорошим. Чтобы я потребовал от другого чего-то такого, что ему будет дорого стоить. И таким образом, отношения могут восстановиться.
Существуют исключения из этого правила.В семье родители всегда больше дают, а дети больше берут. Дети никогда не могут и не должны выравнивать этот баланс. Дети могут компенсировать этот дисбаланс, передавая то, что получили от родителей дальше — своим детям или социальным проектам, не беря что-либо взамен.
Таким образом, исследуя семейные системы, мы приходим к четкому пониманию того, что каждый из нас — это не просто отдельная личность, которая пришла ниоткуда и уйдет в никуда. Мы обнаруживаем, что являемся неотъемлемой частью той системы, из которой мы родом, — нравится нам это или нет. Работа с семейными системами помогает нам увидеть воочию, что на самом деле ни один человек не является островом. Нет никого, кто был бы абсолютно отдельной, не имеющей никаких связей личностью. Представление о том, что мы каким-то образом появились на этой планете без помощи родителей или что мы вовсе не связаны с нашими предками, — всего лишь иллюзия. Все мы взаимосвязаны, особенно с несколькими поколениями собственной семьи, вне зависимости от того, знаем мы своих родственников или нет. Семейные расстановки помогают нам ощутить эту связь изнутри.
В статье использованы материалы из книг Берта Хеллингера и Свагито Р. Либермайстера