Философия и возможности цигун

Среди разнообразных методов лечения и профилактики заболеваний, разработанных в древнем Китае, особое место занимают специальные упражнения, направленные на регуляцию дыхания, энергии, жидкостей в организме. Упражнения эти, известные под названием «ци-гун» (буквально: «работа энергии-ци»), традиционно использовалась в системах психотренинга Даосских и Буддийских школ, в той или иной мере применялись, как базовые, в различных видах восточных методов борьбы и, наряду с иглотерапией, массажем, траволечением, входили в систему восточной медицины. В последнее время, в основном благодаря теоретическим и практическим работам в области психосоматической медицины ци-гун стали использовать для борьбы с тяжелыми хроническими заболеваниями, неврозами, психоэмоциональными нарушениями, для повышения сопротивляемости организма, даже для лечения онкологических больных.

Цигун  — это способ регулирования энергетики организма, открывающий реальный путь к долголетию и даже возвращению молодости. Цигун возник в Китае 4000 лет назад на основе танцев, рожденных первобытнообщинным строем, имеет большую историю и широко распространен. В национальной культуре страны цигун — драгоценная жемчужина: хороший метод лечения болезней, укрепления здоровья и продления жизни, а также научный ключ к раскрытию тайн человеческого организма. Занимаясь цигун, человек впитывает энергию неба, земли и соединяет их в себе в области нижний дань-тянь. Тем самым, согласно даосской концепции, он взращивает в себе пилюли долголетия и бессмертия.

Основная энергия, с которой имеет дело китайская медицина, — ци. Термин «ци» имеет несколько значений. Это может быть космическая энергия, некогда разделившаяся на отрицательную и положительную — иньци и янци (что, кстати, совпадает с представлениями физиков о первых мгновениях после «большого взрыва»). Ци также может быть энергией, извлекаемой организмом из воздуха при дыхании, что дает основание считать ци кислородом или воздухом, а цигун — дыхательной гимнастикой. Однако ци на тренировках не поступает в легкие, а идет дальше, под пупок. Кроме того, существенно, что организм получает ци также из пищи. Помимо этого, каждый внутренний орган, рассматриваемый китайской медициной, обладает собственной, характерной для него ци. Сами органы рассматриваются не столько как физические тела, сколько как энергии ци, характерные для них. Таким образом, становится понятным энергетическое взаимодействие внутренних органов, осуществляемое по пятиричному циклу, изображаемому пятиконечной звездой, вписанной в окружность.

С позиций современной науки ци — объективно существующая материя: электрическая, магнитная, акустическая, световая. Эта ци может улучшать физиологические функции организма, регулировать метаболизм (обмен веществ), инициировать энергию тела, повышать сопротивляемость заболеваниям, предупреждать и лечить болезни, замедлять старение, продлять жизнь. Наука, занимающаяся методами цигуна, столкнулась с бесформенным объектом исследования — энергией тела, «внутренней» и «внешней» (нэйци и вайци). Если удастся ее изучить и смоделировать, это сыграет огромную роль в социальном прогрессе человечества. В связи с важностью проблемы было предложено в соответствующее время создать в Пекине международное общество по изучению цигуна.

Энергия человека состоит из трёх элементов. До появления на свет человек живёт в утробе матери и впитывает энергию родителей. После рождения он начинает извлекать энергию «ци» из пищи. Достигнув зрелого возраста, человек растрачивает свою начальную жизненную энергию, а после того, как она исчерпывается совсем, он умирает.

Начальная энергия у человека возникает из «цзин», который приобретается из семени отца и яйцеклетки матери. Поэтому начальная энергия человека приобретена и превращена из половой системы матери и называется энергией «юань-шэнь». Она наполняет всё тело человека и представляет врождённую, невидимую материю, играющую черезвычайно важную роль в жизнедеятельности человека. В процессе занятий цигун «цзин» превращается в энергию «ци», энергия «ци» превращается в «шэнь» (дух), а шэнь возвращается к пустоте. Таким образом регулируется равновесие между мужским и женским началами «Ян» и «Инь» в организме человека и соответственно между организмом и природой.

В области классической китайской философии действует теория о «едином», согласно которой энергия «ци» является первоначальной материей, создающей все вещества вселенной. Так, например, известный китайский философ-материалист Ван Чжун (династия Цзин) утверждал, что возникновение всех веществ зависит от начальной энергии Юань-ци, без которой все вещества были бы смутными и размытыми. Это значит, что все вещества производятся и возникают из начальной энергии юань-ци. Движение начальной энергии юань-ци разделяется на мужское и женской начала (ян и инь).

«Инь ци» неподвижно, статично, а «ян ци» подвижно и динамично. Эта невидимая и бесформенная материя в дальнейшем ещё глубже меняется и развивается, вследствие чего статичное становится более статичным и неподвижным. Дойдя до граничного предела, статичное превращается в подвижное, таким образом из «инь» рождается великая «инь» и молодой, зарождающийся «ян», т. е. «тай ян» и «шаоян».

В мужском начале содержится женское, а в женском — мужское, т. е. в «ян» есть «инь», а в «инь» есть «ян». Динамичное начало становится ещё динамичнее и подвижнее, а достигнув крайнего предела стремится к статичному состоянию, так что из «ян» рождается ве-ликий «ян» и молодая «инь», т. е. «тай ян» и «шао инь». Все эти четыре состояния (тай инь, шао ян, тай ян, шао инь) представляют собой невидимые, бесформенные материи — ци-энергию. При определённых условиях энергия «тай инь» сосредотачивается и собирается, тем самым приобретая определённую форму, а энергия «тай ян» меняется и оформляется в качестве свойства вещей, таким образом «форма» и «свойство», соединяясь, превращаются в оформленные вещества и предметы. Энергии «шао ян» и «шао инь», сосредоточенные и собран- ные, превращаются в особую, своеобразную энергию, связанную с конкретным и определённым веществом или предметом.

При определённых условиях происходит соединение и пересечение энергий, тем самым рождаются в космосе и вселенной оформленные вещества. Философы древнего Китая использовали теорию о «единой» в области китайской медицины и цигун, выдвинув при этом тезис о том, что человек был создан и сформирован энергией — ци. Они считали, что энергия ци представляет собой основную материю, создавшую человека, т. е. энергия ци есть источник и корень жизненности человека, и если корень гниёт, то ствол и ветви сохнут.

«Чжень-ци» (истинная энергия) представляет собой основу живой материи, наполняет всё тело человека и позволяет его органам выполнять свои истинные функции. «Чжень-ци» вместе с кровью течёт в каналах «цзин ло», превращается в питательную энергию и выполняет функцию питания крови и всех органов. Когда проходящая по сосудам и каналам энергия «чжень-ци» выходит наружу, она начинает выполнять функцию защиты человеческого организма и теперь называется «вэй-ци» (охранительная ци).

«Чжень ци» приобретается из неба или космоса и вместе с энергией, приобретённой из пищи и питья, наполняет человеческое тело, жизнь которого полностью зависит от этой энергии. Когда энергия «ци» собрана и сосредоточена, она тем самым оформлена, а когда «ци» исчезает, то форма становится безжизненной. То есть без энергии «ци» и «шэнь» (дух) внешняя форма ещё может существовать, однако жизни будет положен конец. Медики и врачи древнего Китая считали, что энергия в человеке — это основная материя, возникающая из внутренних органов, происходящая по каналам и кровеносным сосудам, питающая всё тело человека и защищающая человека от разных заболеваний.

Приобретённая от родителей энергия «юань-шэнь», значительная часть которой концентрируется в почках человека, совместно с энергией «ци», полученной из пищи и из лёгких, создают человека.

Существующая в груди энергия, называемая «цзун-ци», содействуя течению и движению крови к сердцу, вместе с тем стимулирует проникновение её между внутренними органами. Занимаясь цигун, при помощи мысли или бессознательно мы воздействуем на внутреннюю энергию в человеке для того, чтобы она благополучно проходила по каналам. В источниках, относящихся к периоду Чжань-го (воинствующих государств) в «Записи Юйпэй о циркуляции энергии» написано что движение ци — это процесс циркуляции, когда при глубоком и обильном дыхании энергия накапливается, потом она идёт вниз до определённой области, и останавливаясь там, смешивается. Когда энергия стремится соединиться с небом, то она движется вверх (этот процесс называется «щинь» — сердце), а когда она стремится соединиться с землёй, то идёт вниз (этот процесс называется «дзин»).

Скажем несколько слов о шэнь и цзин. Шэнь — нечто высшее в человеке: дух, управляющий всеми функциями. Это также энергия психической деятельности. В зависимости от контекста в книге применяются термины «дух-шэнь» или «духовная энергия». Воспроизводящая энергия цзин связана с половой и детородной функциями, хотя комплексный подход китайской медицины к человеку придает ей более широкий смысл.

Цигун не только позволяет оздоравливать тело и изгонять болезни, еще больше он развивает ум, инициирует скрытые возможности тела человека. Развивая всеми силами дело цигуна, можно повышать умственные способности людей, приводить в действие присущие человеку скрытые резервы, повышать эффективность перестройки собственного тела. Это может иметь очень глубокое, хотя и отдаленное, влияние на национальное процветание и развитие всего человечества. Ради этого мы должны прилагать усилия.

В процессе занятий цигун некоторые люди могут посредством внутреннего взора увидеть свой организм изнутри, т. е. свои кости, кровеносные сосуды, каналы (цзин ло). Они могут увидеть внутренние органы других людей, определить состояние их здоровья, указать очаги болезней.

Видов цигуна, цигун-тренировки в оздоровительных, общеукрепляющих и лечебных целях, для использования в воинских искусствах (так называемый жесткий цигун), в религиозной практике и других аспектах необычайно много: в Китае, кроме признанных центров и школ (раньше при монастырях), существовали и существуют семейные школы, каждая со своими особенностями, целями, методами.

Мастера цигуна считают, что он есть соединение работы сердца и тела. Работа с сердцем означает работу со всем духом и мыслью человека. Работа с телом — это работа с энергией при помощи мысли. Внутренняя работа с духом, мыслью и энергией означает работу со светом, теплотой и силой.

В цигун упор делается не на технику дыхания , а на состояние сознания: за счет наблюдения за дань-тянем исчезает внутренняя «болтовня» сознания, наступает успокоение и как следствие, дыхание нормализуется, становится глубоким, тонким, диафрагмальным, с естественными задержками, не нарушающим плавности его, т.е. как говорят китайцы «оно есть и его нет одновременно».Такое дыхание не может быть получено и тем более долго поддерживаемо за счет активных волевых усилий, а является следствием изменения состояния сознания. Наступающие в результате физиологические изменения, в свою очередь еще больше успокаивают сознание, что приводит к дальнейшему улучшению дыхания, циркуляции крови и энергии в организме, в ослабленные и больные части тела идет поток энергии и питательных веществ, чему способствуют и специальные положения тела во время занятий (в йоге это так же может быть достигнуто за счет выполнения определенных статических упражнений- асан, мудр и др.). Другим отличием упражнений ци-гун от упражнений йоги (пранаямы) является возможность выполнения первых без предварительной подготовки, тогда как для зянятий пранаямой требуется довольно солидная предварительная тренировка в виде специальных упражнений (мудр, бандх, крий и др.). Замечено, что занятия ци-гун хорошо сочетаются с занятиями йогой, в частности, способствуют лучшему расслаблению, более быстрому освоению пранаямы и методов дхараны и дхьяны («концентрации» и «медитации «), помогают быстрее адаптироваться к упражнениям йоги, хорошо регулируют психо-эмоциональное состояние. Для более эффективных занятий ци-гун, «тай-цзи-чуань» и другим подобным системам (например, асанами) необходима определенная разминка, которая должна улучшить циркуляцию крови и энергии в теле, согреть его, подготовить для выполнения специальных упражнений.

Управляя посредством мысли энергией ци, мастера цигун способны лечить различные заболевания, изменять своей энергией структуру элементов воды, снимать опухоли с тела больных и т. д. Цигун открывает человеку новый путь к исследованию самого себя, изучению сущности жизни, её тайных и скрытых законов.

Цигун не только позволяет оздоравливать тело и изгонять болезни, еще больше он развивает ум, инициирует скрытые возможности тела человека. Развивая всеми силами дело цигуна, можно повышать умственные способности людей, приводить в действие присущие человеку скрытые резервы, повышать эффективность перестройки собственного тела. Это может иметь очень глубокое, хотя и отдаленное, влияние на национальное процветание и развитие всего человечества. Ради этого мы должны прилагать усилия.