Медитация в движении или Крипалу-йога (часть 2)

Автор: Лев Тетерников вкл. .

В Москве на семинаре по семейной терапии мы познакомились с основателем Школы Рациональной йоги, автором и ведущим проекта «Мужчина и Женщина: любовь, партнерство, семья», автором книг и оригинальных методик по Йоге и Тантре Львом Тетерниковым.  С его разрешения мы продолжаем публикацию статьи  о медитациях в движении, которые мы практикуем на наших семинарах. Статья взята с сайта www.teternikov.ru

Необычной и интересной является медитация с одновременным выполнением упражнений Йоги. Это более сложная техника. Для этого нужно, если не пробуждение Кундалини, то по крайней мере, пробуждение Праны или универсальной жизненной силы. Это как раз то, что я показаваю своим студентам когда случился спонтанный танец Йоги с партнером.

Это то, что известно как «Медитация в движении» или Крипалу Йога.

Основателем Крипалу-йоги и первооткрывателем Медитации в движении является индус Амрит Десаи. Амрит Десаи один из тех, кто не просто следовал за своим учителем. Он имел свой личный опыт манифестации Кундалини и создал свою школу под названием Крипалу-йога. Такое название школы Амрит Десаи дал в честь своего учителя Свами Крипалванада.

Предоставим ему самому слово, как это было раньше принято в Крипалу центре до его смещения с поста духовного руководителя самого большого ашрама в США. Это фрагмент моего перевода статьи Амрита Десаи «Крипалу - Йога: Медитация в движении. Йога единства сознания».

«Я стал учить Йоге в США в начале шестидесятых. К семидесятому году я стал широко известным и авторитетным учителем. Я основал самую большую в Пенсильвании (штат США) организацию Йоги. Более двух тысяч студентов посещали 150 классов Йоги каждый семестр. Но я понял, что не знаю реальной глубины Йоги до того памятного дня в 1970 году, когда был духовный опыт пробуждения Кундалини-праны. Это коренным образом изменило мою жизнь и мой взгляд на Йогу. После этого опыта я сформулировал новые холистические принципы Йоги и назвал это Крипалу Йога - медитация в движении».

По мере приближения двадцать первого века видно, как растет осознание связи или единения здоровья и духовного развития, тела и духа. Все больше и больше практикующих Йогу готовы шагнуть от оздоровительной к более глубокой духовной практике Йоги, практике интегрирующей, приводящей в единство тело, сознание и дух.

Йога необычная система. Даже простая практика асан для оздоровления приводит к изменениям в сфере сознания и духа. Результаты будут еще больше, если мы все будем делать сознательно. Это основа Крипалу-йоги.

Здесь в практику асан вписывается Пранаяма (управление жизненной силой с помощью дыхания), Пратьяхара (отключение внимания от внешнего мираи обуздание чувств, чтобы чувства стали союзниками), Дхарана (концентрация внимания) и Дхьяна (медитация). Эта холистическая (целостная) практика Йоги приводит к состоянию Самадхи (опыт переживания единства индивидуальной души с Универсумом, опыт единства Пуруши и Пракрити, Шивы и Шакти). Практика асан в Крипалу-йоге не является самоцелью. Это средство, ведущее к развитию энергетического, ментального и эмоционального тела, средство снятия блоков на пути движения энергии, средство развития сознания, средство сжигания следов Кармы (последствий от неправильных действий, нарушения вселенских законов в прошлой жизни).

Трехступенчатая Крипалу-йога пробуждает внутреннего целителя.

Каждая последующая ступень работает на более глубоком уровне, высвобождая мощную энергию соответственно на уровне физического, ментального и эмоционального тела. Это приближает нас к внутреннему источнику первичной энергии и приводит к внутренней мудрости. Прана спонтанно, естественным образом омолаживает тело, приводя в норму пищеварение, циркуляцию и выделение шлаков.

Первая стадия - это Волевая йога. На этой стадии вы осваиваете технику выполнения асан. Учитесь как снять ненужное напряжение в позе, координировать позу с глубоким дыханием и пройти первый уровень физического дискомфорта. Преодоление физического дискомфорта происходит сознательно за счет волевого усилия, а не за счет использования физической силы и агрессивности. Вы продвигаетесь вперед к правильному выполнению асан не насилуя свое тело. Делаете это осознанно, в соответствии с возможностями своего тела. Это ведет к осознанию границ ваших возможностей на физическом, ментальном и эмоциональном уровне и мягкому их преодолению. Сравнение с другими, самокритика, соревнование с самим собой приводят к ненужному напряжению и уводят от внутреннего фокуса. Вы принимаете самого себя с ваши сопротивлением, с вашим страхом во время асан. Когда вы сознательно входите в асану глубже, разрешая уйти страху, реакции сопротивления, болевым ощущениям, то вы продвигаетесь как бы вглубь своего тела.

Как это делается? Когда вы достигли уровня дискомфорта в любой позе, расслабьтесь, дышите глубже. Напряжение в позе всегда заставляет задерживать дыхание. Глубокое контролируемое дыхание убирает напряжение. Сознательно, волевым усилием, расслабьте те места или части тела, где чувствуете напряжение.

На второй стадии вы учитесь, как уводить внимание от внешнего мира (пратьяхара) и концентрировать его на внутреннем (дхарана).

Здесь вы становитесь свидетелем того, что с вами происходит в позе. Это может быть состояние удовольствия или боли в теле, состояние беспокойства или устойчивости в сознании. Вы наблюдаете и не реагируете. Вы разрешаете этому быть. Это уже своеобразная медитация (дхияна). Такая позиция внутреннего наблюдателя парадоксально приводит к возможности пересечь границы эмоционального и ментального напряжения, которые вы ощущаете, как боль и дискомфорт в физическом теле. Используя этот прием, вы учитесь выдерживать позу дольше. Ваши движения становятся более замедленными когда вы входите и выходите из асаны. Вы разрешаете вашему телу двигаться самостоятельно, внутри асаны. Это дает еще больше возможности войти в асану глубже и держать ее дольше.

Именно эта стадия выдерживания асан открывает энергетические каналы для свободного тока энергии. Освободившаяся энергия начинает выводить токсины из тела, снимать напряжения. Вы идете вслед за мудростью вашего тела и прана делает свое дело. Когда вы долго выдерживаете позу, вы учитесь как выйти за пределы обычной привычки реагировать со страхом на болевые ощущения в вашем теле. Отслеживание различных состояний своего тела без наклеивания ярлыков удовольствия или боли снимает энергетические блоки. В результате вы пересекаете еще одну границу без какой-либо борьбы. Удерживание позы с наличием внутреннего свидетеля позволяет пройти второй и третий уровень напряжения, которые вы раньше и не ощущали вообще.

Как долго нужно выдерживать асану? Когда вы перейдете границу страха и снимите напряжение тогда само тело укажет вам реальные физиологические границы. Никто не может вам сказать когда нужно остановиться. Это вы должны открыть сами для себя в вашей сознательной практике Йоги.

Третья стадия называется «следование за мудростью тела или медитация в движении.»

Практика первых двух ступеней пробуждает и открывает дорогу пране, жизненной силе. В результате пробуждения праны тело начинает двигаться спонтанно, без волевых усилий, без контроля ума. Это финальная стадия Крипалу-йоги. В это время все техники, все волевые усилия по контролю и управлению своего тела отбрасываются. Вы разрешаете своему телу входить и выходить из асаны спонтанно, следуя за его внутренний мудростью. Это могут быть те позы, которые вы разучили раньше, а могут быть и новые, которые вы никогда и не видели в книгах. Не останавливайте ваше тело. Прана лучше знает, что вам и вашему телу нужно в данный момент. Выполнение поз Йоги таким образом переносит вас в другое измерение. Вы переходите в медитацию в движении, в молитву без слов. Ваш внутренний свидетель позволяет вам двигать тело без какого либо участия ума. На этой стадии, все знания которые вы получили из книг, от учителей различных традиций, все техники должны быть отброшены. Для вас в это время существует только один проводник, один учитель, один авторитет - ваш внутренний свидетель.

Как увидеть разницу?

Как увидеть разницу между тем, что я делаю сам и что делается само без участия моего эго? Продолжая практику, вы увидите как двигается ваше тело, как оно принимает знакомые и незнакомые вам позы. Вы заметите разницу в движениях вашего тела в разное время. В случае истиной медитации в движении вы почувствуете остановку времени без остановки движения тела. Мягкие переходы из одной позы в другую вслед за вашей внутренней энергией дадут ощущение внутренней тишины. Не смотря на движения тела, внутренняя тишина становится все глубже и глубже.

Это приводит вас к поглощению внутренней музыкой движения, связывающей гармонию тела, ума и энергии.
Лев Тетерников