Login

Считать ко злу

Автор: Зубарев Сергей Михайлович вкл. .

Мы представляем Вам новую ироническую статью психоаналитика из Екатеринбурга, автора многих книг по психоанализу, консультанта института управления и предпринимательства Уральского государственного университета Зубарева Сергея Михайловича.

Сергей Михайлович представляет Вам свою работу Считать ко злу, где автор с психоаналитической точки зрения анализирует сюжет известного детского мультфильма «Про козленка, который умел считать до десяти».

Считать ко злу.

Дети объединились, убили и съели папу, после чего создали его культ и стали поклоняться убитому родителю в зверином обличье.

Древнеегипетский принц Моисей старался привить древним евреям чуждый культ Атона, а они, утомившись, взяли да убили надоеду, после чего раскаялись, приняли культ и придали чужаку имидж пророка.

Таковы в примитивном пересказе коллизии, которым основатель психоанализа посвятил свои фундаментальные работы: «Тотем и табу», и «Этот Человек Моисей и монотеистическая религия».

И в той, и в другой культовой истории З. Фрейд пытался прояснить некоторые тёмные места, ликвидировать смысловые разрывы, и неожиданно пришёл к выводу: в основе почитания и обожествления лежит убийство. А все «нестыковки» и «непонятки» - следы сокрытия этого убийства.

Попытаемся применить психоаналитическую логику к явным сюжетным нелепостям общеизвестной детской сказки «Про козлёнка, который умел считать до десяти». По ней был снят одноимённый и вполне иллюстративный мультфильм.

Главный герой - козлёнок научился считать до десяти и начал демонстрировать обретённый навык на своих согражданах. Невежественные животные гневаются на грамотного козлёнка. Но не потому, что завидуют, а потому, что он упражняется в магии счёта прямо на них. Их, в общем-то, можно понять: счёт разрушает иллюзию индивидуальной свободы и жёстко обнажает реальность, а это весьма травматическое переживание. К тому же, козлёнок называет первым себя, а остальным даёт номера ниже, что унизительно. Впрочем, и реальные неприятности не заставили себя ждать. Погоня, организованная избранными* животными загоняет себя на корабль, который сразу начинает тонуть. Капитан-петух заявляет, что корабль рассчитан на десять персон. Сказать пассажиров - нельзя, поскольку петух - заведомо не пассажир, но в роковой счёт входит. Если магическое число не превышено - спасение возможно. Козлёнок пересчитывает собравшихся и подтверждает, что лимит не превышен.

Корабль выравнивается и благополучно причаливает к берегу. Спасённая живность славит козлёнка и арифметику.

Лукавство, фальшь этой сказочки, и просто физический абсурд бросаются в глаза. Если звери, забежавшие на корабль, не превысили его общую грузоподъёмность, то и тонуть он не стал бы. А если превысили, то счёт, сам по себе, дела не исправит. Он нужен только для того, чтоб определить, кого кидать за борт.

Эне-бене-рес-квинтер-минтер-жес. Эне-бене-раба-квинтер-минтер-жаба!

Корабль в сказке тонул. Козленок сосчитал пассажиров и убедил их, что общее число соответствует названной петухом пассажировместимости судна.

Но судно продолжает тонуть. Надо срочно снижать общий вес, а не считать поголовье пассажиров.

Тут кончается сказка и начинается зона табуированной реальности. Звери убедились, что козленок их обманул. Сначала навлек беду непрошеным счетом, - ведь из-за этого они оказались на тонущем корабле, потом вселил тщетную надежду на спасительную магию называния чисел. Но надежда обернулся отчаяньем. Подтвердилась априорная догадка, что счёт - великое зло, и спастись можно только принеся жертву водной стихии. Проще говоря, кинув кого-нибудь за борт. Наверняка звери избрали козлёнка, и отправили его к Му-Му.

Далее снова следует публичная сказка с одним лишь изъятым фрагментом реальности: корабль выровнялся, благополучно причалил, и звери уперлись в непреложный факт - их спас тот, кто умел считать.

Попытайся сбросить они быка, или хряка - не известно, что бы вышло. Тем более что тех склонить к самопожертвованию куда труднее. А вот обладатель магического знания - идеальная жертва. И считалочка его волшебная пригодилась, и вообще он был славный покладистый козлик.

Тут повторилась архетипическая история, подробно изложенная в упомянутых выше фрейдовских работах. Звери - убийцы преисполнились виной и раскаянием, вознесли козлёнку хвалу, да и ввели в школах арифметику. Для пополнения жертвенного резерва. А чтоб веселей арифметика изучалась, завещали потомкам вот этот канонический сказочный текст.

Остался ещё один неприятный вопрос, который встречавшие сограждане задавали вернувшимся путешественникам: «Почему козлёнка нет с вами, если все спаслись?»

Убийцы возводили очи горе и многозначительно отвечали: «Потому, что козлёнок сразу с берега, не мешкая ни минуты, понёс спасительную арифметику дальним тёмным скотам...»

Зубарев Сергей Михайлович. Консультант института управления и предпринимательства Уральского государственного университета. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.